10 ноября 1978 года в ДК посёлка Пхов собрались Владимир Клименко (лидер-гитара) и Василий Кондратюк (бас-гитара). Эту дату можно считать началом зарождения коллектива, из которого после появится ОТРАЖЕНИЕ. С ними вместе начинали Михаил Усов (ударные) и Анатолий Мартинович (клавишные). «Нам очень нравилась та музыка, которую мы слышали на привозимых «вражеских» записях. Потому что она былаискренней, хотя о чем там пелось, мы смутно догадывались. Берем, переводим – сплошные мальчики-девочки. Но «страдают и веселятся» они так, что заводит по-настоящему».
Как ни странно, на Пхове не противились исполнению на танцах той музыки, которую сами участники тогда считали роком. Но в отличие от сегодняшних музыкантов, у них был ещё и второй репертуар, который играют на свадьбах и подобных мероприятиях. Именно в таком качестве в то время были востребованы ВИА. Деньги, заработанные этим нелёгким способом, тратились на инструменты, которые покупались у фарцовщиков по завышенной цене, ведь гитары из магазинов уходили по разнарядке в те же ДК. На отечественном продукте играть было вообще не возможно.
Летом 1980 года коллектив, в то время ещё безымянный, претерпел исторические изменения. Вместо А.Мартиновича в группу пришёл новый клавишник Гена Койфман. На этого одарённого и высокопрофессионального музыканта возлагались большие надежды, которые со временем так и не оправдались. Возвращаясь поздно вечером с репетиции, В.Кондратюк услышал во дворе одного многоэтажного дома звук гитары и привлекательный голос «ночного минестреля». Познакомились, пообщались, а через некоторое время наш герой получил предложение на вакантную должность вокалиста. Это был 16-летний школьник Владимир Колесников. Новый состав с большим энтузиазмом принялся репетировать и строить грандиозные планы. Но Родина потребовала отдать сыновий долг. Пришлось В.Клименко и Г.Койфману идти в армию.
Оставшаяся тройка единомышленников (В.Кондратюк, В.Колесников и М.Усов) не растерялась и на освободившиеся должности пригласила школьника Сергея Кудрявцева (клавишные), скрипача Мишу Брусованика (гитара). К открытиюю танцевального 80-81годов сезона была сделана новая программа, кардинально отличавшаяся от традиционных того времени. Основу составили хиты западных рок-групп. Но самое необычное то, что новый вокалист группы очень прилично пел на языке оригинала. Программа получила неимоверный успех. Из города на танцы в посёлок Пхов повалил нарад и танц–зал еле вмещал всех желающих. Современное исполнение забойных хитов приводило к нетрадиционной в те времена реакции танцующих. Они хором подпевали группе и эта обстановка приводила к общему единению всех присутствующих. То были прообразы будущих рок-концертов конца 90-х и последующих годов. Ну а наши герои стали очень популярны и здесь они выяснили что у них нет названия (в те времена это было излишняя роскошь), а ситуация сложившаяся наталкивала на эту мысль. Из множества вариантов ребята остановились на слове ОТРАЖЕНИЕ.
Это было время, когда исполнители для того, чтобы иметь название должны были получить разрешение Областного отдела культуры, т.е. подписать соответствующие документы на более высоком уровне, для чего ВИА должен принять участие и занять призовое место на конкурсе. А именно на ежегодном конкурсе художественной самодеятельности среди ВИА, который проходил в местном ДК (нынешний театр им.Мележа). И во всех городских ДК ВИА готовились к этому с энтузиазмом и воодушевлением. «Хотя в тот период мы не испытывали никакой надобности в этой процедуре. На конкурсах мы выступали под именем ВИА ДК «20 лет Победы», а народ нас знал как группа ОТРАЖЕНИЕ.
Свои стихи в творчестве никто не использовал. В СССР были определённые люди, которые писали тексты и музыку, и которым это было разрешено. И когда музыканты ОТРАЖЕНИЯ писали свои первые тексты, они присваивали их авторство известным официальным поэтам, чтобы у контролирующих органов не срабатывал рефлекс «ЗАПРЕТИТЬ». На своём первом городском конкурсе группа произвела фурор. Нетрадиционый репертуар (музыка и стихи несоветских композиторов), необычное сочетание инструментов (роковые инструменты чередовались с классическими рояль, альт, контрабас) произвели впечатление на слушателей и жюри. И группе «с какого то Пхова» дали второе место. Первое объективно досталось профессионалам исполнявшим традиционный репертуар. О своих успехах писали в письмах своим коллегам. Когда они в 1982 г. вернулись из армии, то их встречала самая популярная группа в городе – ОТРАЖЕНИЕ.
К тому времени группа получила престижное предложение из ДК «Строитель». И в надежде, что новое место сулит более совершенную аппаратуру и условия репетиций, поменяла посёлок на город. Восстановившись в своём прежнем составе группа с огромным энтузиазмом принялась, рараллельно с танцевальной, свадебной и конкурсной программами, создавать свою первую оригинальную программу. На этом пути её ждали большие разочарования. Возлогаемые большие надежды на творческий потенциал клавишника Г. Койфмана неоправдались, и после 3-ёх летнего сотрудничества с ним расстались. А на его место вернулся первый клавишник А.Мартинович (автор хита «Мы должны»). В этот же период с группой сотрудничал супер вокалист Леонид Кононов, но по причине мировоззрения не закрепился в группе (в последствии окончил Минское музучилище и благополучно исчез в академических хоровых коллективах).
С 1984 г. Группа стала базироваться в «Зале семейных торжеств». Наряду со спецификой работы в этом учреждении, отпала надобность ежегодной подготовки к городским конкурсами и танцевальным сезонам, а накопившийся свой материал требовал большего времени. В это же время музыканты уже работали на предприятиях и преподавали в школе и институте и обзавелись семьями. Если раньше все участники группы сочиняли свои темы, а вокалист В.Колесников писал к ним тексты, то потом выяснилось, что он сам пишет достойную музыку на свои тексты. «В любом случае свою музыку можно было играть для себя – больше никому это нужно не было. Между тем, появились слухи, что где-то в Союзе сочиняют и даже умудряются записывать свои песни (процесс в нашей провинции весьма финансово-технически затруднительный). И записи эти доходили даже в Мозырь. И здесь опять всё упиралось в аппаратуру, которую даже за бешеные, по нашим понятиям, деньги почти не возможно было отыскать». Но самое главное группа была твёрдо уверена, что у нее есть достойный репертуар, который можно записывать на носители и предлагать широкой публике. Для решения этой проблемы тратились все деньги заработанные вместе.
К 1985 году группа приобрела фирменные инструменты достойные профессионалов. За зимний период 1986, способом «с бобины на бобину» были записаны первые произведения, в том числе знаменитый «Микрофон» на слова Владимира Высоцкого. Когда В.Колесников нашёл этот тект, то он не знал, что у автора есть своя версия этой песни. В последствии сравнивая оригинал со своим вариантом этой песни, автор чувствовал себя достойно. В отличие от других музыкантов, участники группы ОТРАЖЕНИЕ никогда не упускали возможность пообщаться с гастролирующими музыкантами. При таких знакомствах можно было узнать последние музыкальные новости, где и за сколько можно купить нужные инструменты и «примочки». Общаясь, очень много черпали, ведь источники технической и прочей информации отсутствовали. «Тогда мы гонялись за словом. Ведь чтобы что-то сделать, нужно иметь свежие идеи, которые возникали при общении. Мало того, некоторые гастролёры не только объясняли, показывали, но и давали попробовать». И вообще в условиях почти полного отсутствия информации, выступления почти всех гастролёров преподносили неожиданности.
«В 1985 году выступала певица с молодёжной программой, а аккомпанировала ей группа. В концовке концерта эти тогда ещё безымянные парни сыграли шесть своих произведений. Это был шок. Они играли самый настоящий Heavy Metal. Это было настолько доходчиво – в точку. Западный уровень. Тогда ещё эта грань очень чётко чувствовалась. Они пробыли здесь 3 дня. Ежедневно по 2 концерта. Кто смог – ходил по несколько раз. На следующий день в 10 утра мы уже были в гостиничном номере гитариста Владимира Холстинина. В отличии от своего сценического имиджа, в жизни он сдержанный, интеллигентный человек. Нашу любознательность и пытливость воспринял доброжелательно. Он ответил на все вопросы, рассказал и показал на инструменте всё, что умел и знал. Во всех его действиях и пояснениях чувствовался настоящий профессионал и мастер. Мы узнали о существовании мира Havy Metal, о котором даже не догадывались. А самое главное то, что мы убедились в правильности выбранного пути, хотя после этой встречи наши взгляды претерпели изменения. Как выяснилось в разговоре это было первое гастрольное выступление группы и приём Мозырской публики их воодушевил. Позже в интервью Московским СМИ они подтвердили, что Мозырь для них знаковый город. Расставаясь я в шутку сказал: «До встречи на совместном выступлении». Но шутка оказалась пророческой. Следующий раз группа приехала с сольной программой в 1986 году уже под названием АРИЯ. В городе ждали этого события и нерозачаровались. Это выступление стало легендарным и эпохальным для поколения того времени.
К тому времени группа ОТРАЖЕНИЕ записала свои первые произведения. И при новой встрече с «Арийцами» были более конкретные разговоры и обсуждения. Это было время знаменитой «перестройки». И в августе 1986 г. состоялось первое выступление на Гомельском ТВ. Выступление было под фонограмму, но это была их фонограмма и ничего, что она была записана в «Зале семейных торжеств», зато это была их музыка, и её услышали многие. «К первому выступлению на ТВ мы пошили сценические костюмы у местного кутюрье Сергея Мули его компаньона Саши Лося, который сейчас живёт в США. Это была художественно-публицистическая программа. Наши номера шли в перемежку с выступлениями и дискуссиями функционеров и журналистов. Передача шла в прямом эфире и всё прошло отлично. Но после эфира выяснилось, что один молодой журналист проявил бдительность и уличил нас в идеологической диверсии. Он один заметил, что во время выступления, когда В.Колесников взметнул вверх руку, из под манжета костюма показался кожаный проклёпанный браслет, какие носят металисты (идеологические враги). Этот журналист впоследствии «далеко пошёл» и стал известным ведущим молодёжных программ на БТ и проводником «прогрессивных демократических веяний».
После этого события отношение граждан к группе изменилось. Оказывается ОТРАЖЕНИЕ существует и по прежнему группа №1 в городе. Объявленный в 1986 году Первый молодёжный фестиваль в Новополоцке был событием о котором мечтали многие. Но что бы попасть на него, нужно было пройти сквозь сито городских, районных, областных отборочных конкурсов. Группа настроилась на борьбу, подали заявку в отдел культуры, Но там под надуманным предлогам её не приняли, т.е. не допустили к конкурсу на самом первом этапе. Но «большевики» не сдаются. На память пришла давняя история. Ещё в 1981 к ним на Пхов приезжал на танцы молодой парень. При знакомстве оказалось, что он работает инженером на НПЗ и является секретарём ВЛКСМ одного из цехов завода. В последствии по его приглашению группа выступала на вечерах отдыха комсомольцев цеха. Время прошло, и этот молодой человек уже был первым секретарём Гомельского обкома ВЛКСМ, а звали его Владимир Третьяков. Обратились к нему. Выслушал, сказал, что даст нам шанс, ведь к тому времени старшим уже было по 29 лет. Но это были еще не все препятствия, Ведь нужно было получить разрешение с основной работы. Для выступления на конкурсе пригласили на роль звукооператора Владимира Шляга, который сыграл большую роль в выступлении группы на конкурсе.
«Мы отправились в Новополоцк с собственными фирменными инструментами В Гомеле к нам присоединились остальные участники от области. У них дружная компания. Видно что, за время подготовки к конкурсу они сблизились и полны желания добиться успеха. Естественно они в курсе, что мы попали в эту компанию «по протекции». Главный сопровождающий от комсомола дал понять, что мы для него просто туристы и надежды на успех пусть нас не беспокоят. В Новополоцке он разъяснит кому надо что мы за фрукты. Мы отнеслись к этому спокойно, чем вызвали ещё большую неприязнь».
По приезду Новополоцк сразу пошли на конкурсную площадку. Имея опыт общения за кулисами сразу выяснили чей «аппарат» стоит на сцене и кто является фаворитом. Всё оказалось просто. «Аппарат» Брестской поп-группы ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА, они же являются фаворитами, как потом оказалось вполне достойными. На репетиции ОТРАЖЕНИЕ сразу выделилась среди других наличием своих фирменных инструментов и вызвала к себе интерес среди музыкантов, а то, что у нас ещё и свой звукорежисёр, подняло рэйтинг ещё выше. Но это рэйтинг среди коллег, а что думают судьи – это вопрос. Конкурсное выступление прошло как один миг. Публика восприняла восторженно! Получили то, чего хотели. Признание публики, уважение коллег и прорыв из провинциально забвения. На большее уже и не расчитывали, ведь помнили Слова сопровождающего комсомольца. А все остальные, в том числе и наши Гомельские попутчики, переживают и надеются. «И вот через некоторое время нас разыскивает наш комсомольский покровитель и с выражением на лице восторга заявляет, что мы произвели большое впечатление на жюри и что мы единственные кто играет музыку для молодёжи, а не «чего изволите», и что именно этого ждали от фестиваля его боссы. Вечером в общежитии, где жили участники конкурса, «Золотая середина» пригласила нас на торжественный ужин. Нам, которые заняли 1 и 2 места, было что обсудить. Серединовцы признались, что не ждали на конкурсе никакой конкуренции и наше появление, поначалу вызвало некоторую ревность, но теперь они готовы дружить и всё такое. Кстати, на клавишных у них играл Олег Козлович, который сейчас известен как композитор и оранжировщик в БЕЛОРУССКИХ ПЕСНЯРАХ. Разговорившись выяснили, что у всех у нас схожие проблемы и решение их мы видим почти одинаково, а друзьями мы остаёмся до сих пор, хотя некоторые уже живут в далёких странах». Когда ехали домой, зашли к Владимиру Третьякову. Всем было приятно, что мы Мозыряне, не подвели друг друга, хотя это и кому-то хотелось. В 1993 году уже В.Третьяков обратился за помощью к группе ОТРАЖЕНИЕ. Приятно, когда можно помочь хорошим людям.
После фестиваля на группу обратили внимания СМИ. Записи группы стали появляться в эфире. В молодёжной газете стали появляться интервью с участниками группы, отчёты об их выступлениях. Даже были удостоены чести записать свой первый альбом на Республиканском радио. Но технология записи на радио была тоже «с бабины на бабину», хотя сами условия и магнитофоны были лучше, чем в зале семейных торжеств. Но важен результат. Теперь записи группы проходили контроль качества на радио и ТВ, что увеличило число эфиров. Надо отдать должное группе. Она не предалась пожинанию лавров, а с удвоенной энергией принялась за новую программу.
На своих выступлениях группа доказывала неслучайность своего успеха тем людям, от которых зависели эфиры и своим увеличивающимся группам поклонников. Осенью 1987 года группа в составе большой делегации выехала на своё первое зарубежное выступление. В Польском городе Елена Гура на протяжении всех семи дней выступали перед польской молодёжью и снимали скептис у местных граждан о наличии настоящей рок музыки в СССР, гражданами которого тогда являлись и с достоинством представляли за рубежом. В декабре тогоже года с неменьшим успехом выступили на молодёжном фестивале Чехословакии в городе Страконице.
Всё увеличивающиеся гастроли, выступления на фестивалях и ТВ, приводил к непониманию руководителей на основной работе. Отпрашивание с работы стало очень неприятной процедурой для обеих сторон. Встал вопрос о переходе группы в профессиональный статус. Это ответственное и знаменательное событие состоялось в июне 1988. Для этого шага имелись все предпосылки: профессиональные инструменты, полноценная концертная программа, популярность в Белоруссии, опыт выступлений в стране и за рубежом. Но не хватало самого маленького – аппаратуры, чтобы озвучить залы клубов и ДК страны и своего звукорежиссёра. За апаратурой отправили гонцов в Москву. И почти без результата. Но нашлись такие же энтузиасты как и мы из Солигорска – Саша Лушников и Саша Начина. Они дали в аренду свой «аппарат» аж 1500Вт. А звукорежисёр отыскался в соседнем городе Калинковичи. Им стал выпускник Минского РТИ и музыкант Зезюльчик Владимир. Сотрудничество с ним было взаимопродуктивным. Для проведения концертов нужны не только звукорежиссёр, но и целая служба людей, которая заранее договаривается об аренде концертного помещения, распространяет билеты, заказывает гостиницу, транспорт и т.д. Обычно всем этим занимается филармония. Но после недолгого сотрудничества стало понятно, что эту работу лучше сделать самим. И хотя это очень накладно, но без этого ещё хуже и по прошествию некоторого времени появилась своя административная служба. Для создания настоящего шоу постепенно подобрался коллектив технического обслуживания. Это Владимир Назаров – техник по пироэффектам, Сергей Винник - светотехник и др. Юридически всё это оформилось, как кооператив «Отражение». Директором был выбран гитарист В.Клименко. Иногда музыканты получали зарплату меньше, чем техперсонал, всё уходило на аппаратуру. Уже через год ОТРАЖЕНИЕ ставила шоу соответствующие статусу звёздной группы. На Втором Новополоцком фестивале группа выступала как приглашённый гость и площадка, где выступали гости, озвучивалась апаратурой ОТРАЖЕНИЯ. За прошедший год новая программа обкаталась и получила цельный, законченный вид. Финальная тема «Мы должны» стала хитом и реакция на неё была не хуже чем, «Wе are thе Champions» группы QUEEN.
В конце 1988 года группа записывает свой второй альбом «В пещере горного короля» в Москве на студии Чернавского. Шесть смен по шесть часов вытянули все имеющиеся средства. Получили бесценный опыт и пришли к выводу, что лучше иметь свою студию записи. Нашли брошенное помещение, которое было бывшим клубом НПЗ «Квецень». Заключили договор об аренде и в сентбре 1989 приступили к строительству, ведь к этому времени в помещении небыло ни окон, ни дверей. По выходным давали концерты, выступали на фестивалях, в ТВ программах. Стройка закончилась к июню 1990. Постепенно в студию стало поступать оборудование, появилась возможность делать первые пробные записи. Всё шло своим чередом, вырисовывались большие перспективы.
Как-то очередной раз перезваниваясь со своими друзьями арийцами, договорились сделать совместную гастроль по Белоруссии. Выбор пал на Гродненскую область. Административное обеспечение, аппаратура и всё прочее взяла на себя группа ОТРАЖЕНИЕ. Естественно, что ОТРАЖЕНИЕ выступило в роли разогревающей группы. Некоторые поклонники группы АРИЯ восприняли эти совместные выступления, как дешёвый способ ОТРАЖЕНИЯ поднять себе популярность. В Гродно на первом концерте в начале чувствовалась настороженность, но после таких хитов, как «Мы там, где льют металл», «В пещере горного короля», «Мы должны» и др. всё стало на свои места и АРИЯ начинала свой концерт в раскалённом зале. В итоге получилось термаядерное шоу. Слухи о котором мгновенно распространились по всему маршруту гастролей. В Слониме директор местного ДК был напуган до такой степени, что отправил всех сотрудников в отгул, а сам спрятался. Команду встретил только сторож, который как Сталинградец стоял насмерть. Но фаны вычислили директора и тот был вынужден разрешить концерт, на который съехались поклонники со всей округи и путешествующие за группами. Шоу было супер!