Когда два сайта практически одновременно объявили о подготовке трибьютов к двадцатипятилетию Мастера, у части публики появился определённый азарт. Мол, кто кого заборет, и чья работа выйдет лучше. Я же смотрел на всё происходящее с известной долей скепсиса, прекрасно понимая, что по ряду объективных причин победителя в этих странных скачках может и не быть. Трибьюты вышли с изрядным разбросом по времени, но я специально не слушал первый до появления второго, чтобы иметь возможность одномоментно познакомиться с материалом обоих. Дождался, прослушал, сравнил.
Часть первая, общемузыкальная.
По ощущениям, металрусовское детище не проигрывает мастерслэндовскому. Но и не сказать, что так уж сильно выигрывает. Да, за счёт меньшего количества брутальных команд "Talk of the Master Generation" получился мягче "A Tribute to Master XXV". Но у обоих трибьютов одна и та же концепция и одинаковые врождённые болезни. Четыре диска на двоих – это полсотни команд-участников. Как показывает практика, такого количества достойных металлических групп, способных грамотно справится с наследием Мастера, в России физически нет. Поэтому обоим сайтам пришлось разбодяживать свои проекты странными ансамблями и проходными каверами. У ряда групп либо откровенно слабые вокалисты, даже близко не подходящие под наследие Серышева и Лекса, либо никакущие аранжировщики, либо музыканты и звукорежиссёры, не способные в студии передать изначально бившую через край энергетику песен. Я уже молчу о том, что на обоих трибьютах встречаются команды, умудрившиеся явить миру более одного недостатка…
На "Talk of the Master Generation" наиболее удачным получилось обращение к трэшевому наследию Мастера. Хороши открывающие трибьют "Мастер" от Violent Omen и "Щит и меч" от Lost Regrets. Весьма неплохи исполненные WildRunners "Heroes", Hell:ion'овские "Punk Guys" и "Только ты сам" от Balfor. Сыгранные Wolfshade "Палачи" интересны благодаря трубному гласу клавишных. А вот Воздух исполнил "Берегись" намного слабее - вокалисту у них ещё работать и работать. Archontes с "Не хотим" не дотянули до оригинала, и у Hunters получилась блекловатая версия "I Hate Your Sex".
Со спокойными вещами всё сложнее. Сергей Хлебников исполнил "A Traves de los Ensuenos de Alik" - фантазию на тему басовых соло Грановского. Тындинские прогрессоры Azazello представили интересное, но не бесспорное прочтение "Пепла на ветру". Ещё пара групп сделала замах на рубль и получила удар на копейку. Магистериум, позаимствовав у Sonata Arctica идею разогнать балладу до пауэр-скоростей, испортили "Ещё раз ночь" слабым вокалом. Sphynx настолько задвинули голос за оркестр, что становится обидно за двух певиц. Возможно, барышни и старались на "Крестах", но оценить это не представляется возможным.
Попытки обруталивания музыки Мастера до добра практически никого не довели. Exhumation в "Кто кого?" и Arbitrator в "Tsar" потеряли фирменный мелодизм первоисточника, ничего не дав песням взамен. Версия "Боже, храни нашу злость" от HMR получилась излишне дуболомной. На фоне этой троицы дэтовый Formalin с "Talk of the Devil" слушается относительно неплохо. Есть группы, чье присутствие на сборнике вызывает законное недоумение. Вот зачем здесь Харизма? Чем из всех участников Мастера именно Лео заслужил право личного участия в трибьюте? Нет, сама по себе идея сольной перезаписи "групповых" вещей их авторами была бы неплоха, если бы наряду с Фоминым здесь были Смирнов, Покровский, Страйк и прочие. А так… К тому же, версия "Места хватит всем" получилась неудачной, во многом благодаря вокалисту Дэймону Авраменко, не сумевшему передать весь драматизм текста. Ещё одно недоразумение – Легион, сыгравший добротно, но неискренне. Нет ощущения, что для Булгакова сотоварищи "Храни меня" что-то значит. Так, попросили-заплатили-записали… Что это, концепция "ветераны поздравляют ветеранов"? Не самая здравая идея. Август, к примеру, мудро отказался от участия в этом проекте, а вот Консул согласился и представил слабейший трек на трибьюте. Кто сказал Валерию Капкаеву, что он вокалист? Зачем вообще с таким голосом было браться за "серышевский" материал? Нет ответа…
Из обращений к позднему небалладному творчеству Мастера стоит выделить Альбион со стандартным пауэром "Снежный охотник" и Trust X с "Глотком огня". А вот Железная Воля промахнулась с "Мастером скорбных дел" – Михаилу Иванову с его "кипеловским" тенором больше стоило бы перепеть Серышева, а не Лекса.
И вообще, по ощущениям, трибьют раздут минимум вдвое. Я понимаю, что классический рецепт котлет из рябчиков с кониной подразумевает пропорцию "один к одному" – на одного рябчика один конь. Но право же, не слишком ли много шлака?
Часть вторая, художественная.
"Talk of the Master Generation" неплохо оформлен. На великолепной обложке можно найти образы едва ли не со всех альбомов группы. Буклет грамотно и толково свёрстан, если не считать две последние страницы, где зачем-то продублировано оформление инлэя. Задник с рукой интересен по идее, но хромает по исполнению. Видимо, художнику в голову не приходило мысленно развернуть смятый лист и понять, что список на нём расположен крайне коряво. А картинка со сценой смущает надписью "A Tribute to Master XXV". Во-первых, с датой выпуска облажались ровно на два года, и выпячивать красивую цифру теперь уже крайне глупо. А во-вторых, по странному стечению обстоятельств именно так называется релиз конкурентов. У них, кстати, обложка паразитируюет на модном цикле Глуховского, а традиционные фишки оформления буклета и инлэя скорее раздражают, чем радуют.
Часть третья, сугубо металрусовская.
С сожалением констатирую: ничего специфически металрусовского на сборнике нет. Такую же солянку с абсолютно тем же результатом могли замутить и совершенно посторонние люди. Даже концепция "25 песен к двадцатипятилетию" и то цельнотянутая. Возможно, эта серьёзная беда не заметна посторонним, но она отчётливо видна тем, кто в теме: если с "Talk of the Master Generation" убрать логотип с четырёхколковым грифом, что собственно металрусовского останется на этом трибьюте? Ну, кроме того, что на сборнике спели два админа сайта (один традиционно превращает всё, к чему прикасается, в подпрокисший Чёрный Кофе - прямо царь Мидас наоборот (Глас Пророка - "Стальная дверь"); другой тоже в этот раз вокально не блеснул (Euthanasia - "Тату")), а ещё два продавили нужные им команды. Похоже, составители в погоне за сиюминутными мелочными целями напрочь забыли, что такое Металрус и где его корни. Значит, стоит им об этом напомнить.
Металрус, друзья мои, начинался как форум раритетчиков – людей, неравнодушных к истории отечественного металла, тратящих свои силы и время на закрашивание белых пятен и поиск полузабытых плёнок. Металрусовцы могли часами спорить до хрипоты и до стёртых в кровь о клавиатуру пальцев о судьбе тех или иных песен. И вот, когда появляется шанс вытащить на свет и донести до слушателя "мастеровские" раритеты, составители трибьюта бесславно сливают эту возможность. Казалось бы, где, как ни на металрусовском трибьюте могли появиться перепевки "пушкинских" версий "Царя" и "Падшего ангела"?! Кто, как не металрусовцы могли дать новую жизнь "Одиночеству", "Царю природы" и "Эпитафии"?! Где, как ни здесь, мог появиться "S.O.S.", который сам Мастер в студии никогда не записывал и уже никогда не запишет?! Трибьют с этими песнями был бы наполнен истинным духом Металруса! Но увы нам. Составители предпочли сварганить банальный "best of", ровно наполовину пересекающийся с материалом слэндовского "A Tribute to Master XXV", слепить этакого брата-близнеца работы конкурентов. Видимо, у Металруса нет людей, способных грамотно и жёстко осуществлять A&R-менеджмент. Отсюда отсутствие внятной стройной и красивой концепции, а так же бардак с подбором групп; отсюда же опоздавший на 24 месяца релиз. А ведь ровно те же самые проблемы с концепцией и наполнением были и на вышедшем пару лет назад сборнике "Монстры рока СССР: 20 лет спустя", о чём его составителям открыто говорилось. Но, увы, работу над ошибками так никто не провёл.
Часть четвёртая, итоговая.
Если бы у трибьюта была своя собственная оригинальная концепция, если бы он вышел вовремя, если бы он не был раздут вдвое, если бы на нём не было столько шлака, если бы да кабы… то и оценка была бы другой. А так – тройка с плюсом.
Оценка: 3+/5
Рецензент: Александр "Alexx-Off" Молодяков