Группа


{"data-ad-client" => "ca-pub-9508229605968406", "data-ad-slot" => "4397029779", :style => "display:inline-block"}

ЛЕГИОН > Рецензия на A Russian Tribute To METALLICA (2000)

A Russian Tribute To METALLICA1. ROSSOMANHAAR - The Call Of Ktulu
2. E-ZONE - Harvester Of Sorrow
3. AZEROTH - The Thing That Sould Not Be
4. SULTAN - Fade To Black and No Leaf Clover
5. TRANSYLVANIA - Fuel
6. NORDREAM - Battery
7. ДАЙ - Wheleper I Messiah Roam
8. ЛЕГИОН - Enter Sandman
9. ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК - Seek And Destroy
10. CHRONICA - For Whom The Bell Tolls
11. RUSRY BULLETS - Mama Said
12. ASHEN LIGHT - Dyer's Eve
13. COMA - Nothing Else Matters
14. БОНИ НЕМ и ЖУКИ - Enter Sandman



Группа METALLICA интересна, прежде всего, тем, что прожила яркую и насыщенную творческую жизнь. Пишу в прошедшем времени потому что возвращения той "старой Метлы" не предвидится. Той самой "Метлы", состоявшей из четырёх нечёсанных подростков, которые, на удивление и зависть многим другим коллегам по цеху, записали три гениальнейших (без дураков!) альбома, породив, а впоследствии и раздвинув границы нового жанра - трэш-металл. После выхода третьего альбома погиб основной музыкальный мозг группы, бас-гитарист Клифф Бартон, без которого группа, потрепыхавшись маленько, выдала на старых дрожжах ещё пару достойных пластинок, а потом уже окончательно и бесповоротно скатилась в русло добротного, профессионального мэйнстрима. Дальше - хуже: сначала вся группа дружно постриглась, потом барабанщик Ульрих цинично заявил, что "волосатое прошлое есть мираж, и мы не были теми, за кого нас принимали", до кучи тот же Ульрих стал ругаться и драться с вокалистом Хэтфилдом, в итоге их оставил в пользу OZZY и VOIVOD-а басист Ньюстед, которого сменил Роберт Трухильо (экс-OZZY, SUCIDAL TENDENCIES, INFECTIOS GROOVES, GLENN TIPTON) - и METALLICA стала напоминать старых маразматиков, по причине диагноза решивших поиграть в популярный ню-металл. Но впрочем, будем честными - все эти события последних дней никогда не смогут убить славу прошлых лет, и классикой те песни быть не перестанут. Пускай, порой они звучат нарочито из-за частого упоминания, но... хуже-то они не станут. И 15-20 лет назад, как не крути, но METALLICA шла в авангарде не только хэви-металла, но и мировой музыкальной культуры вообще, и повлияла она на последующие поколения музыкантов здорово. Вряд ли найдётся хоть одна, более-менее цивилизованная страна, где не знали бы легендарную калифорнийскую четвёрку. Добралось культурное сие влияние и до нашей страны, и вот что из этого получилось.


В 2000 году редакция журнала PAINKILLER (почившего в бозе к нынешним временам) решила провести акцию под названием "МОСКВАЛЛИКА. Русский трибьют МЕТАЛЛИКЕ", собрав под эгидой молодых и не очень музыкантов, не прочь поиграть и воздать хвалу делу Хэтфилда-Ульриха-Бартона-Хэммета и примкнувшего позже к ним Ньюстеда. Сказано сделано. В итоге было отобрано 14 трэков, записанных московскими и питерскими музыкантами, и осенью 2000 года диск-трибьют поступил в продажу.


Впечатления от прослушивания были, как сейчас помню, неоднозначными и противоречивыми, и ввергли меня в долгие думы о судьбе рока тяжёлого на земле российской. С одной стороны, хотелось и сохранить энергетический посыл оригинальных версий, но в тот же момент - добавить что-то от себя. Но поскольку не все современники из мира музыки владеют на должном уровне умением перебирать пальцами на инструментах, не у всех есть возможность записаться на качественной аппаратуре, а в условиях добиваемой "родными" правителями экономики, даже не всегда получается о музыке думать и ей же заниматься. Я не собираюсь унижать и чморить участников проекта, но, к сожалению, факты - вещь упрямая, и спорить с ними не рекомендуется. Что цепью проходит через весь альбом - несбалансированность множества факторов, связанных с исполнением материала.


От общего к деталям. Участвовавшие в проекте блэкеры - триумвират ROSOMAHAAR, AZEROTH, ASHEN LIGHT - пытались соблюсти все каноны жанра (грязные гитары, скрипучий вокал, долбежка в быстром темпе, вставка клавиш для придания большей мистичности), но в итоге получилась какая-то злая сатира на классику. Будто бы некто вредный стоит за спиной выступающих "металликовцев" и пародирует их движения. Наиболее выражено это у ROSOMAHAAR, наименее - у ASHEN LIGHT. У AZEROTH было удачное начало, но дальше по ходу развития музыкальной темы возникает ощущение, что музыканты растерялись, творческое воображение их покинуло, и они с головой ушли в скоростной перетреск.


Следующей мишенью для обсуждения станут группы-"технари" (назовём их условно так). Я имею в виду END ZONE и ДАЙ. Здесь же получилось технично, порой неожиданно, но с налётом блёклости, в меньшей степени у ДАЙ с их смешанным ковером "Wheleper I Messiah Rom" и в большей у END ZONE. Последние учудили что ещё: навертели околоиндустриальный звучок и вставили в середину песни откровенно рэповую (!!!) читку, а ближе к финалу завывающую в псевдоарабском стиле девушку. Да, блёкло и местами противно.


Для обозначения групп RUSTY BULLETS и TRANSYLVANIA мне нравится термин "бодрячки" - люди, играющие быструю, энергичную, жёсткую музыку с ощутимым влиянием панк/хардкора и рок-н-ролла. Первые додумались переложить текст "Mama Said" на музыку BLACK SABBATH-овского "Paranoid-а", но оригинальность затеи подпортил при воплощении вокалист, припустивший изрядную долю гундосых и визгливых интонаций. С группой имени Родины товарища Влада Дракулы ситуация с точностью до наоборот, музыкальный ряд безупречен, звук же подвальный и неестественно тихий.


СУЛТАН и ЛЕГИОН - это "классики". Классический хэви. Но в обоих случаях выглядящий как детские игры в "войнушку" на фоне учений полноценных, "взрослых" армий. Натужно, с претензией, но "он пугает, а мне не страшно". Что самое неприятное в сравнении данной пары, так это абсолютно плоский, пластмассовый звук у ЛЕГИОНА. Алексей Булгаков и Алексей Чернышёв, видимо, хотели здорово облегчить саунд песни, пытаясь воссоздать нечто в стиле RAINBO/DEEP PURPLE/BLACK SABBATH, но получилось нечто корявое и неубедительное. Неужели ветераны русского тяжмета не смогли записаться убедительнее, в соответствии с приобретённым опытом? Нет, не смогли. Обидно, честное слово за ветеранов. На их фоне упаднический трагизм вокалистки питерского СУЛТАНА смотрится как небольшая помарка.


Говоря о группах КОМА и NORDREAM, на ум приходит обозначение "эспериментаторы". Впрочем, не всякий эксперимент одинаково полезен. Вот у КОМЫ, не смотря на суховатое и смазанное звучание, получилось задорно. Да и как не получится задорно, когда отрешённо-романтическая "Nothing Else Matters" разгоняется до скорости а-ля SLAYER "Reigh In Blood", а аккомпанемент в начале и во вступлении исполняет- вдумайтесь-. духовой оркестр 2-й пожарной части города Бобруйска (!!!). Каково?


NORDREAM же, очевидно, желал сделать, "как лучше", а получилось "как всегда". Ничем не выдающийся дэнс-индастриал. Даже говорить не хочется.


Отдельной строкой я выделю ковер-версию ЧЁРНОГО ОБЕЛИСКА. Получилось так, что практически ни в одну группу их пристроить не получается. Их можно пристроить в категорию "технарей", но слишком уж они получились заводные и безбашенные. По сравнению с остальными участниками, версия Борисенкова Сотоварищи получилась идеально сбалансированной по общему энергетическому посылу, оригинальности аранжировки, ощущению музыкального настроения и техническому мастерству. Их интерпретация "Seek And Destroy" имеет достаточно длинную историю, в таком варианте песня исполнялась ещё с покойным Крупновым. "Обелисковцы" потрудились славно, получился ещё более драйвовый, чем в оригинале, хэви-трэш с фанковым басом. На  записи ещё нельзя услышать тот жирный и чистый звук, которым прославится через три года студия "Чёрный Обелиск", но уже прослеживаются характерные звукорежиссёрские наработки. Надо сказать, что когда в 2000 году трибьют появился на прилавках, некая журналистка (за давностью лет не помню кто) написала, что - ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК вставил проигрыш песни Анатолия Крупнова "Я Остаюсь". Занавес. Нет, проигрыш был, не отрицаю. Но честно, верить не хотелось, что есть ещё журналистки в русских селениях, не знавшие, что Анатолий Крупнов имел прямое отношение к ЧЁРНОМУ ОБЕЛИСКУ.


И, напоследок, о самом финальном труде. Последней, завершающей дорожкой стало исполнение Кириллом Немоляевым и Александром Бодровым песни "Enter Sandman" под непримоченную электрогитару на фоне некоего увеселительного мероприятия. Тяга Кирилла Всеволодовича к всяческим весёлым переиначиваниям и переделкам - явление общеизвестное, только в это раз почему-то никакой радости от содеянного не испытываешь. Наоборот, раздражаешься от дурацкого (чего уж таить) гыгыканья в стиле Бивиса и Батхеда. Неуместно, граждане, неуместно.


Создание трибьютов, запись посвящений - вещь рискованная. В любом случае новодел будут сравнивать с оригиналом, и приходиться стараться при работе с материалом, особенно с материалом групп имеющих, по-любому, культовый статус. В случае с МОСКВАЛЛИКОЙ получилось, повторюсь, противоречиво. Не смотря на проскальзывающие порой интересные решения, впечатление отнюдь не из приятных. Многое нужно дорабатывать. В конце-то концов, за Державу обидно!



6/10


Автор реценции: +ВОВАН+

18.05.2007 12:21