Группа


{"data-ad-client" => "ca-pub-9508229605968406", "data-ad-slot" => "4397029779", :style => "display:inline-block"}

ДАЙ > Интервью с Евгением Виноградовым (ДАЙ) - Часть 2

ДАЙ-рекордс



В первой части нашего разговора, речь шла о становлении Евгения Виноградова как музыканта, его группе ДАЙ. Теперь пришла очередь поговорить о его детище - студии "ДАЙ-рекордс".




Часть 2 - о студии...


С какого аппарата начиналась "ДАЙ-рекордс"? Можно было бы её сопоставить по тем временам с такими известными металл-студиями как "SNC" и "АРИЯ-рекордс"?


- Студия начиналась с тех-наследия группы ДАЙ. Это комбики, предусилители, микрофоны, пульт… Можно ли было сравнивать с тогдашними студиями? Нельзя. Ибо разница была принципиальная. Заключалась она в рекордаре. В то время (1998 год) никто еще, и "SNC" с "АРИЯ-рекордс" в частности, не использовали в качестве основного накопителя компьютер. Все тогда писали на многоканальные аналоговые магнитофоны и при сведении использовали аналоговые пульты и «железные» приборы обработки. Я же выбрал между многоканальным магнитофоном и компьютером – второе. В то время реально шаг в неизвестность ))


Как долго по времени занял процесс постройки и становления "ДАЙ-рекордс"?


- С момента, как я записал первое демо до первого клиента, прошел ровно год.


Если посчитать сколько денег было угрохано на студию - что можно было бы вместо неё, например, купить (дом, машину, виллу)?


- Много денег. А что вместо студии…? Вместо студии можно было бы иметь нормальную жизнь )) Работать по 5 дней в неделю (ну или не работать вовсе). Раз в год в отпуск ездить. Я в отпуске не был 13 лет! Лучше бы ты и не спрашивал ))


Кто первым писался на студии и что было записано?


- За тот год, что я осваивал новые технологии, я записывал исключительно сам себя, т.е. группу ДАЙ.


Первый релиз, который вышел на CD записанный у Вас?


- Когда что то стало получаться конкурентно способное, я естественно не стеснялся, всем кому мог, демонстрировал. Благо, что было кому. Первый, кто по достоинству оценил мой звук, был Кирилл Немоляев со своим БОНИ НЕМ. Он же и был первым серьезным клиентом и его альбом был первым релизом для "ДАЙ рекордз" напечатанным на СD - "Ни 'БЭ', ни 'МЭ' или 'В мире животных'"


О помню-помню когда он вышел. Его ещё активно раскручивал (по тем ещё временам музыкальный канал) - MTV. А вообще, оглядываясь назад - какой CD, записанный на "ДАЙ-рекордс" для тебя самый лучший?


- Хочешь услышать: "Они для меня все любимые… Они для меня как дети… Рождались в творческих муках… для меня все они лучшие и т.д."? Не услышишь! ))


Вот как раз на такой шаблонный ответ я не рассчитываю ))


- Ты наверное хотел спросить, какие бы я мог выделить и почему?


Давай так ))


- Тут тоже перечислять можно долго… БОНИ НЕМ – это впервые звук от "ДАЙ-рекордз" на "большом" телевидении (МTV, МузТВ), DISTEMPER – первые радио эфиры на «большом» радио (Наше Радио), Э.С.Т. – их харизма и мое упорство помогло вывести "ДАЙ-рекордз" на новый качественный уровень. Ну и так далее... Про каждый альбом я могу, что нибудь рассказать. Бумаги не хватит ))


С кем работалось наиболее легко?


- Легко работать с теми, кто умеет и знает то, что делает.


Евгений Виноградов / Виталий Steel



Часто приходится отказывать в записи?


- Отказываю я тем, кто пришел не по адресу. В смысле музыкального стиля. Слава богу таких не много. Драм-н-Бэйсс я сводить не стану. Там свои законы, мне неизвестные. Что бы грамотно записывать и сводить определенный стиль музыки, нужно этим стилем жить. Я живу тяжелой музыкой, практически круглосуточно и на протяжении уже 25 лет. Поэтому и разбираюсь в ней лучше, чем кто-нибудь еще, и "нашим людям" я практически никогда не отказываю.


Приходится ли вспоминать времена группы ДАЙ и самому браться за гитару-вокал во время записи, если группа, которая у тебя пишется, не может это сделать самостоятельно?


- Бывает. До недавнего времени не было ни одной записи, что б я там не поучавствовал, как гитарист или бэк-вокалист. Группам это прикольно, мне не мение прикольно. Я всегда много времени уделял и уделяю обучению музыкантов и в последнее время стараюсь, что б они все исполняли сами. И если на первом релизе (БОНИ НЕМ) я  сыграл несколько песен целиком на ритм гитарах и басе, то сейчас особо в бой не рвусь. Почему? Не знаю. Никогда не думал. Надо подумать и снова в бой!!! ))


Каков уровень наших групп, если сравнивать с Западом?


- Наши дворовые группы, скорее всего на таком же уровне, как дворовые группы на Западе: такие же инструменты, базы и поклонницы. Ходят всю неделю на работу. По субботам репетируют. В воскресение концерт. Лишних людей в зале нет. Все свои. Ну и так же и на любом последующим уровне: школьные группы, клубные, стадионные, супер-группы… У нас все тоже самое. На каждом уровне примерно схожие по качеству материала, звуку и собираемости, ну и как следствие стоимость группы. Ну и если сравнивать западный уровень клубных групп с уровнем наших по примерно схожей стоимости, то все примерно схоже. Просто у нас, в России, практически нет (в тяжелой музыке) стадионных групп. И совсем нет супер-групп. Тут сравнивать нечего и некого. Но это и не страшно. Не в каждой же стране есть подобные явления, как супер-группа. Просто в твоем вопросе мне причудилось, что ты хочешь, что б я сравнил какую нибудь Металлику (1 000 000 долл. за выступление) или Найтвиш (300 000 евро за выступление) с какой нибудь Российской группой. Наша тяжелая сцена, как не парадоксально, только выходит на международный уровень. И я свято верю, что в скором будующем займет там свое достойное место.


Нет, это слишком неравные сравнения )) Ну а давай попробуем сравнить уровень наших студий с Западом - догоняем ли мы их?


- Это так же, как и предыдущий вопрос - очень селективный. Что необходимо сравнить? Если идет речь о размере и количестве оборудования, то здесь безусловно гонка и не начиналась. Ибо всю жизнь в СССР и по наследству в России была только одна большая многоцелевая студия – "Мосфильм". Одна (!!!) против их – «до+уя», сам понимаюшь )) Если же речь идет о качестве выпускающей этими студиями мызыки… То здесь надо понять, что альбомы в последнее время, а в последние 10 лет особенно, записывают не студии, а продюсеры и микс-инженеры. И качество продукта зависит исключительно от их профессианализма, опыта и креативности. Во всем мире таких людей (в тяжелой музыке) может быть с десяток.


Кто для тебя является лучшим саунд-продюссером?


- Именно продюсер – Рик Рубен. Он сам ничего не сводит. Он исключительно направляет группу и саудн инженера в нужное русло. Ну и если поинтересоваться его послужным списком, не уважать его нет никакой возможности. Его последний опыт с МЕТАЛЛИКОЙ и СЛЭИР, мне лично не нравиться. За эти записи я его впервые критиковал. Но тем ни мение, звучание песледних альбомов вернуло эти группы на собственные удачливые рельсы, с которых они чуть было не сошли к середине нулевых.
Остальные: Колин Ричардсон, Энди Снип, Тэри Дэйт, Стефан Глауман… из прошлого: Флеминг Расммусон, Боб Рок… все эти люди по своему гениальны. Я на них ежедневно учусь. Они создают (не боясь этого слова) - моду на тяжелый звук. Не следить за модой я не имею права. Работа. Простите.


Прорыв на запад (в плане звука) туже состоялся. Группы СЛОТ и MANIC DEPRESSION, которые записывались у тебя, получили отличные оценки и рецензии на Западе (первые так вообще в мировой тур отправились). Как по твоему - это локальный успех или настанут времена когда группам не придётся ехать на Запад чтобы писать-сводить свои альбомы?


- С MANIC DEPRESSION – это ДА! Впервые в европейском "Метал Хаммере", pоссийской группе в рецензиях на альбом ("Impending Collapse" - прим.) поставили 10 из 10!!! И к моей радости отметили превосходное звучание. Я выступил на этом альбоме как музыкальный, так и саунд-продюссер. Т.е. мне группа доверилась на этом альбоме полностью. На 100% поверив моему опыту (благо за год до этого был опыт с записью сингла). От этого мне их результат вдвойне приятен.
Со СЛОТ…. Тут ты немного не в теме. Да, я с ними дружу, давно. Сергей Боголюбский (ID) был много лет гитаристом группы ДАЙ в самый плодотворный период. Он же единственный человек, который помог мне построить студию и долгое время за ней присматривал в техническом смысле. Без него не было бы "ДАЙ-рекордз" в том виде, в котором она представляется сейчас. Я некоторое время работал в СЛОТ концертным звукооператором. До того момента как (как ты говоришь) СЛОТ не начали свой глобальный прорыв. Были поездки сначала по России, потом по СНГ. Уезжать из Москвы приходилось на 2-3 месяца. В связи с этим мне пришлось сделать не простой выбор: СЛОТ или работа на студии. Я выбрал студию. Ну и что касается записи… я никогда не имел отношения к звучанию их альбомов. Этот вопрос с самого начала до самого конца контролирует ID.


Западные звёзды ведь уже работали с тобой?


- В "живую" ко мне приезжали немцы Крематори. Пели. Для Лакримозы я сделал два on-line мастеринга их двух синглов.


Евгений Виноградов / +ВОВАН+



Кстати про "on-line"… Смотрю, ты вплотную занялся сведением песен "на расстоянии". Как работается когда приходится работать словно "на ощуп"? Ведь рядом нет музыканта, который бы корректировал твои действия.


- Здесь нужно немного пояснить. Почти в 100% случаях при сведении материала, будь то одна композиция или целый альбом, участие в этом процессе музыкантов групп не требуется. Более того, в технической части процесса сведения участие музыкантов крайне не желательно. Музыканты могут выступать в роли продюсеров или кого то просить об продюсировании концепции общего звучания. Это да. Но это можно делать либо при либо по телефону, либо по почте. И как было всегда.  Лично встречаться с заказчиком не обязательно. До не давнего времени, когда интернет был не достаточно быстр, существовала единственная проблема, не было возможности передавать большие объемы информации. Но и тогда, скажем 10 лет назад, не Московские группы присылали мне дорожки для сведения по обычной "Почте России" на дисках либо через проводников  поездов. Это были не частые заказы. Но они были. И мне уже тогда приходилось заниматься on-line сведением, просто я не знал, что ЭТО так называется ))

Сейчас, последние года три, ситуация координально изменилась. Интернет есть у каждого дома. И скорости его работы ошеломительны. Как следствие: микс инженеры во всем мире на 90% работают именно on-line. И я не исключение. Парадокс в том, что даже если группа, желающая со мной работать, живет на соседней улице,  то и в этом случае чаще все исходники присылает по интернету. Прогресс.

По поводу "работаешь на ощупь"… Здесь снова не совсем так, как ты думаешь. Дело в том, что ко мне приходят группы исключительно те, которые знают мои работы прошлых лет и хотят, что бы их песни звучали так, как это могу и умею делать я. Т.е. люди при обращении ко мне четко отдают себе отчет, что именно мой стиль звучания подходит к их материалу. Я, в свою очередь, четко себе представляю как и что можно сделать из того материала который мне продоставляется. Очень часто я даю ЦУ, как улучшить качество исходников и т.д. И когда я преступаю к работе, не о какой "ОЩУПЕ" разговора не идет. Напротив, все делается достаточно технично и технологично. И после того, когда общее звучание нарулено и на 100% устраивает группу и меня, то здесь уже начинается процесс отшлифовки материала. Здесь так же все прозрачно и понятно. Музыканты или их продюсер описывает ньюансы аранжировки, а я их воплощаю в жизнь. Это все было во все времена. Здесь нет ничего нового или не обычного.


Теперь возьмём ещё одну тему "он-лайна". В последнее время ты плотно занялся реампингом…


- Во всем мире этой технологией музыканты пользуются достаточно давно. Что это такое можно прочесть…
Ну и снова же, благадаря все доступному интернету, этой услугой может воспользоваться любой желающий в независимости от его удаленности от моей студии. И если раньше меня заваливали вопросами по поводу как сформировать и записать тяжелый гитарный звук, похожий на звук с моих работ, то сейчас мне просто присылают DI (чистый, прямой звук со звукоснимателя) дорожки и взамен получают то, что так давно хотели. Удобно. А главное уровень миксов сделанных даже в домашних условиях самими музыкантами заметно выигрывают, ибо именно гитарное звучание во многом определяет саунд групп в тяжелых стилях.


p.s. В июне этого, 2011 года, мне довелось побывать в Москве и встретиться с Евгением Виноградовым лично. Проводником по незнакомому мне городу выступил наш форумчанин +ВОВАН+. И вот, попадая периодически под дождь, мы прибыли, на ставшую уже легендарной, студию "Дай-рекордс" (см. фото выше). Первое впечатление - шок и удивление. Студия расположилась на втором этаже в одной из квартир обычного дома постройки времён правления Н.С. Хрущёва. И теперь представьте какую грамотную работу надо было провести, чтобы переоборудовать стандартную квартиру - в студию и добиться феноменального (во всяком случае по российским меркам) звучания, при этом не одолевая соседей?!?! Даже в тех владивостокских студиях, где мне приходилось бывать и работать, детище Евгения Виноградова было по размерам реально на порядок меньше, а сами студии находятся далеко не в жилых домах. Я не беру в расчёт домашнии потуги записи на компьютере, я имею ввиду студии в полном понимании этого слова - с профессиональными пультами, комбарями, микрофонами, шнурами и т.д. Сразу на ум пришло два вывода: "Размер не имеет значения" и "Не место красит человека, а человек - место". Так что при правильном подходе к делу - можно устроить свой собственный Рай на очень малой территории )) Да, ещё не последнюю роль играют знания и опыт - а у Евгения этого добра - больше чем достаточно ))


31.10.2011 03:27