История группы УДАР началась в 1983 году, с простого ансамбля, игравшего вечера отдыха на танцплощадке клуба микрорайона «Вулька» города Бреста. Именно в этом ансамбле впервые встретились Вячеслав СТРИЖАК (барабаны), Роберт БУРОВ (бас-гитара, вокал), Геннадий ЛЮЛЬКОВИЧ (гитара) – костяк будущей группы.
В 1985 году они продолжили совместное творчество и выступления в помещении клуба Брестского Электромеханического Завода. Тогда же появилось и первоначальное название – ЭДЕЛЬВЕЙС. В ноябре 1986 года к группе присоединился Юрий КОЛЫЧЕВ – гитара, которому суждено было сыграть знаковую роль в истории группы. С этого момента они начинают усиленно работать над собственным оригинальным репертуаром. В 1987 году, в самый разгар горбачевской «Перестройки», под эгидой «Нового Мышления», «Гласности» и «Плюрализма» начали набирать обороты и организовываться за счет средств не бедствовавшего тогда ВЛКСМ, ранее чуждые советской идеологии рок-фестивали. Которые впрочем, и дали основной толчок к развитию новой волны молодежной музыкальной культуры. Детищем того времени, той волны либерализации и перемен были и наши герои. К тому моменту у них уже была небольшая программа из собственных произведений, с которой они и стали участниками первого рок-фестиваля «Ритмы Границы - 1987. Брест». Здесь произошел случай, который чуть было не поставил крест на группе, но в то же время, послужил катализатором всех последующих событий. В самый последний момент, когда ребята были готовы к выходу на сцену, один из контролирующих партийных идеологов запретил выход группы, узрев в названии аналогию с названием немецко-фашистской военной штурмовой бригады SS – «Эдельвейс». Нужно было срочно менять название, и за пару минут до выхода на сцену замешательство и напряжение участников группы разрядил до сих пор неизвестный «первоисточник», из чьих уст и было с ходу предложено новое имя - УДАР. Оно и было подхвачено всеми музыкантами, и впервые объявлено тут же, на 1-м областном рок фестивале «Ритмы Границы 1987», проходившем на сцене Брестского Областного Дворца Культуры Профсоюзов. Как оказалось, это имя останется с ними до самого распада – осени 1990 г. УДАР это было не просто имя, это был удар во всех смыслах: по игре; по выступлениям; по отношениям к ним окружающих, в том числе и «традиционных», «состоявшихся» на то время музыкантов; по судьбам его участников; по жизни группы в целом!
Особенность и отличие УДАРА от многих существовавших в конце 80-х годов на советском пространстве рок-групп, было то, что УДАР произвольно и интуитивно объединил вокруг себя волонтеров, выполнявших необходимые для рок-шоу роли, без которых не мыслит себя сегодня каждая профессиональная группа. Они были сплоченной командой, связанные искренней любовью к тому, что делали, превращая их в стильную, по многим параметрам даже сегодняшнего шоу-бизнеса, группу. В группе появляется звукооператор Анатолий СВИРСКИЙ, светооператор Олег КОВАЛЕВ, пиротехник Александр КАШТАНОВ, художник-декоратор Вадим СВИРИДОВ, а также менеджер (насколько можно было его считать таковым по тем временам) группы - Вячеслав ТЫШУК. Это был хорошо отлаженный своеобразный рок-механизм, со всеми необходимыми для соответствующего шоу атрибутами: звук, свет, декорации, костюмы, пиротехника, продуманная подача музыкального материала. И пусть многие из этих атрибутов на сегодняшний день смотрятся наивно, в те времена это производило неизгладимое впечатление.
Эксцентричности выступлений УДАРА способствовали оригинальные костюмы и амуниция музыкантов, сделанные ими самими.
Репертуар УДАРА также отличал их от других музыкальных коллективов, он был достаточно оригинальным и современным тому периоду. Стиль музыки, исполняемой УДАРОМ, можно охарактеризовать как мелодичный хард-н-хэви. Текстовое содержание песен отличалось наличием смелой гражданской позиции, собственного взгляда на происходящее, что впрочем, и было камнем преткновения на пути группы к вершинам популярности, даже и в то время горбачевской идеологической оттепели и начавшейся попытки внедрения принципов свободы слова. Лирические песни также вызывали восторг своей открытостью и искренностью.
С 1987 г. группа базируется в репетиционном помещении актового зала Брестского Педагогического Института им. А. С. Пушкина. В том же году из группы уходит Геннадий ЛЮЛЬКОВИЧ. Импрессарио в лице Вячеслава ТЫШУКА организует группе концерты и участие во всевозможных фестивалях. Произошли и очередные изменения в составе: с осени 1988 г. по лето 1989 г. в группе играет и принимает участие в концертных выступлениях Валерий СУЧЕК – гитара.
Осенью 1989 г. состав УДАРа сократился до трех человек, и остался таким до самого распада: Вячеслав СТРИЖАК – барабаны; Роберт БУРОВ – бас-гитара, вокал (автор текстов); Юрий КОЛЫЧЕВ – гитара (автор музыки). Группа записывает свой единственный и культовый для многих магнитоальбом «Не Убей». Эта запись является уникальной по своей сути, ибо записаться в те времена, когда понятия «домашняя студия» не было в принципе, когда даже примитивная записывающая аппаратура была редкостью, а доступ в профессиональные студии было из области ненаучной фантастики, было нереально сложно! Но все же, при всех сложностях, возможность была найдена, и этот альбом, записанный и сведенный Анатолием СВИРСКИМ с пульта на собственной и одолженной аппаратуре в репетиционном помещении группы УДАР – подсобном помещении актового зала Брестского Государственного Педагогического института, оказался впоследствии и наилучшим по качеству. На то время это было лучшее, чего можно было добиться. Некоторая партия копий компакт-кассет альбома «Не Убей» группы были переданы для массового распространения и продажи единственному на то время в Бресте частному магазину звукозаписи «Совирро» на улице Советской. В том же году УДАР принял участие в съемках одной из программ редакции молодежных программ телевидения РБ, снимавшейся в Центре Молодежного Творчестве в г Бресте.
В концертной деятельности, как и в остальной творческой, существовала своеобразная специализация всех участников группы, каждый знал, делал и совершенствовал свой трудовой вклад. Разделение труда доходило до того, что музыкантам звукооператор-техник подключал шнуры к гитарам, и музыканты тем самым были сосредоточены только на творческой составляющей концерта. К выступлениям готовились не только музыканты и «вспомогательная» команда, но и фанаты группы. Поклонники любили своих кумиров, и в знак выражения своей любви изготавливали плакаты, флаги, фенечки и т.п., приносили их на концерты группы УДАР и дарили музыкантам.
Удар был лауреатом фестивалей: «Рок Спорт 1988 (г. Донецк)», «Ритмы Границы 1987(г. Брест)», «Ритмы Границы 1988 (г. Брест)», «Дни Студенческого Творчества г. Минск 1988», «Фестиваль Песни в Новополоцке 1987».
К большому сожалению, - завистников у группы среди музыкантов-земляков и не только также хватало. УДАРУ приходилось сталкиваться с разного рода искусственно созданными преградами на пути к утверждению собственного статуса в музыкальном пространстве. Так свидетельство тому, случаи непредвиденного отключения электросети в зале, выдергивания звуковых шнуров, кабелей питания, «внезапного» выхода из строя «примочек» музыкальных инструментов во время сольных концертов. Вопиющим остается факт, организованный хозяевами «Фестиваля Песни в Новополоцке 1987», когда во время выступления группы, умышленно был отключен звук в акустической системе работавшей на зал. Группа во время выступления не могла заметить этого отключения, так как сценические мониторы работали как положено, и музыканты себя слышали хорошо. Зал внимал творчеству музыкантов из звука мониторов, отраженного от стен сцены! Участники группы о таком «сюрпризе» устроителей фестиваля узнали от слушателей только после завершения выступления. «Гостеприимству» Новополоцка были шокированы все порядочные люди, как имевшие так и нет, отношения к музыкальной жизни…
А дальше… Дальше произошло то, что коснулось не только музыкальной, но и всех сфер жизни людей, населяющих территорию СССР – постепенный развал Союза… Агония и кончина Империи ударила по всем без исключения. Касаясь музыки, сотни групп и других субъектов музыкального «шоу-бизнеса» оказались на грани исчезновения, и большинство из них прекратили свою деятельность. Не минула чаша сия и группу УДАР. В конце 1990 года УДАР распался. В обстановке тотальной нищеты музыка стала никому не нужна и неинтересна. Музыканты и ее команда разбрелись кто куда.
В середине 1990 года лидер-вокалист и бас-гитарист Роберт БУРОВ, после участия группы в очередных, в том числе международных, рок-фестивалях, получил приглашение присоединиться к готовящейся к французскому турне рижскую хард-н-хэви группу DESSERT, с которой записал одну пластинку. Воспользовавшись ситуацией, Роберт остался во Франции на постоянное место жительства, где и находится до сих пор.
Барабанщик Вячеслав СТРИЖАК, считавшийся то время лучшим в области барабанщиком, который владел редкой на то время техникой игры в две бас-бочки, навсегда отошел от музыки и долгие годы пребывал в забвении.
Гитарист Юрий КОЛЫЧЕВ за период своего сотрудничества с группой, был награжден почетной грамотой как лучший музыкант 1-го Брестского областного рок-фестиваля «Ритмы Границы 1987» Он был, и по мнению многих, остается до сих пор, лучшим гитаристом Брестской области. Юрий единственный, кто остался верен музыке и рок-н-роллу, и в тяжелые времена не бросил дорогое сердцу занятие. После распада УДАРА Юрий собрал новый проект КОБРА, просуществовавший до 1998 года, а после присоединился к группе WOLFSHADE где по сей день продолжает свою творческую работу. В период 2003-2004 гг. он принимал участие в пауэр-метал проекте PULSAR.
С.СЮЗЕВ