Не имевший тогда никакого названия АВТОГРАФ был образован 2 мая 1979 года. В первый состав вошли: Александр СИТКОВЕЦКИЙ - гитара, вокал; Леонид ГУТКИН - бас-гитара, фагот; Леонид МАКАРЕВИЧ - клавишные; Андрей МОРГУНОВ- ударные. «В АВТОГРАФ я попал, в общем–то, случайно. Дело в том, что в музыкальном училище преподавала жена лидера АВТОГРАФА гитариста Александра СИТКОВЕЦКОГО. И когда его группа ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО прекратила свое существование, барабанщик Валера ЕФРЕМОВ и басист Саша КУТИКОВ ушли в МАШИНУ ВРЕМЕНИ — был объявлен набор музыкантов в новую команду СИТКОВЕЦКОГО. И мой приятель, барабанщик Андрей МОРГУНОВ, который, к сожалению, не остался в АВТОГРАФЕ, устроил мне аудиенцию. Она напоминала скорее дружеское собеседование и происходила дома у Саши. Мы просто пообщались, поджемовали, и мне был вынесен вердикт: подхожу.» (Л. Гуткин)
В июне того же года за барабаны вместо МОРГУНОВА садится Владимир ЯКУШЕНКО. Затем, возвратившись с отдыха в Алуште, в группе появляется бывший участник ВИСОКОСННОГО ЛЕТА Крис КЕЛЬМИ, который, в свою очередь, приводит в коллектив Сергея БРУТЯНА (вокал). А. СИТКОВЕЦКИЙ: «У меня было желание продолжать музыкальную деятельность, было много собственной музыки, не реализованной в ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ, были кое-какие инструменты. В 1979 г. я начал подбирать музыкантов для новой группы. Вскоре образовался постоянный костяк - Леня ГУТКИН (бас-гитара), Леня МАКАРЕВИЧ (пианист из консерватории) и я. Ударники менялись часто, но «осел» только один - Володя Якушенко. В этом составе мы начали репетировать, но быстро поняли, что нам не хватает певца. Крис КЕЛЬМИ, который к тому времени еще не определился, вновь вернулся в коллектив и привел с собой певца Сережу БРУТЯНА. »
Эти изменения привели к тому, что АВТОГРАФ стал одной из немногих рок-групп в конце 70-х, в составе которой были музыканты высокого профессионального уровня, да ещё с музыкальным образованием. К примеру, Александр СИТКОВЕЦКИЙ выпускник музыкального училища им. Гнесиных по классу гитары, Леонид МАКАРЕВИЧ закончил Московскую консерваторию. Больше всего впечатляет «послужной список»"Леонида ГУТКИНА: музыкальная школа при консерватории по классу фортепиано, училище при консерватории по классу (!) фагота, консерватория по классу того же фагота. Что самое интересное, ГУТКИН стал мощной ритм-секцией группы (вместе с ЯКУШЕНКО), виртуозно играя на бас-гитаре!
«В новый состав, -писал А. АЛЕКСЕЕВ, - Александр приглашал наиболее компетентных, с его точки зрения, музыкантов, предпочитая профессионализм известности, сценичности и эффектному внешнему виду. СИТКОВЕЦКИЙ собирал супергруппу, и это ему удалось. АВТОГРАФ сразу стали делать упор на высокое мастерство инструментал истов, одним из первых в стране плодотворно занялся арт-роком и симфо-роком.» Через полгода репетиций, еще не дав ни одного концерта, ансамбль был приглашен на престижнейший рок-фестиваль в Грузии. "Автограф" срочно создает новую программу для участия в нем. В этот период в группе играло два клавишника. Музыка получалась фантастическая. Первые репетиции АВТОГРАФ проходили в подвале одного из общежитий недалеко от метро «Автозаводская». За возможность репетировать музыканты каждую субботу «отрабатывали» на танцах. Уже на первых своих репетициях АВТОГРАФ стал исполнять крепкий, и что было совсем не характерно для рок-групп того времени, виртуозный арт-рок с остросоциальными текстами.
«В срочном порядке мы начинаем готовить специальную программу для фестиваля. Надо сказать, что опыта работы на сцене, кроме нас с Крисом, никто не имел. И можно представить наше волнение перед столь важным испытанием. Мы должны были выступать на одной сцене с профессиональными и лучшими любительскими коллективами со всей страны.» (А. СИТКОВЕЦКИЙ)
Фестиваль проходит с 8 по 18 марта 1980 г. в Тбилиси и АВТОГРАФ получил вторую премию, а также специальные призы за лучшую музыкальную композицию (Ирландия. Ольстер). Визитной карточкой группы на долго оставалась безымянная увертюра, названная спустя два года "Пристегните ремни безопасности". Коллектив в одночасье стал известен всему Союзу, ими заинтересовались журналисты.
«Если МАШИНА ВРЕМЕНИ и МАГНЕТИК БЭНД только укрепили свои лидирующие позиции, то о нас сразу же узнали. Появились информация в прессе, записи на телевидении, радио. Для шестерых самодеятельных музыкантов это было нечто новое... Жизнь рассудила все сама, все расставила на свои места - мы стали задумываться о переходе на профессиональную сцену и одновременно начали получать приглашения на работу от концертных организаций. » (А. СИТКОВЕЦКИЙ) Сразу после конкурса фирмой «Мелодия» был выпущен первый авторский миньон группы. Летом 1980 года из группы ушли: К. КЕЛЬМИ в театр имени Ленинского комсомола, где из обломков группы ВИКТОРИЯ он, реализуя собственные планы, создал свое РОК-АТЕЛЬЕ (к тому же два клавишника - это очень много для рок-коллектива) и решивший продолжать учебу в институте В. ЯУШЕНКО, место которого занял дебютант Виктор МИХАЛИН. Успех на тбилисском рок-фестивале сделал имя АВТОГРАФА известным по всей стране, а короткая олимпийская оттепель в политике Министерства культуры позволила группе, практически не меняя репертуара, перейти на профессиональные рельсы, став первой рок-группой, с которой заключил трудовое соглашение «Москонцерт«». «Это было похоже на чудо - к тому времени в этой организации не было ни одной рок-группы. Я рад тому, что руководство «Москонцерта» пошло нам навстречу... » (А. СИТКОВЕЦКИЙ)
В мае 1982 г. БРУТЯНА, решившего вернуться к заброшенной кандидатской диссертации по филологии, сменил Артур МИХЕЕВ из одной из первых московских хард-роковых групп ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ, вскоре взявший сценический псевдоним БЕРКУТ, вокал которого становится визитной карточкой группы.В том же году на экраны страны выходит лирической комедии «Шляпа» режиссера Леонида КВИНИХИДЗЕ (р. 21.12.37) с Ириной МИРОШНИЧЕНКО, Людмилой САВЕЛЬЕВОЙ и Риммой МАРКОВОЙ в главных ролях, специально для которой АВТОГРАФ написал песню Монолог. Эта песня, с воодушевлением встреченная молодёжью, студенчеством, подвергается серьёзному разбору работниками фирмы «Мелодия » и Министерства культуры как «произведение с нездоровым настроением». Всё настойчивее звучат призывы вернутся к бесконфликтной любовной лирике. Начало восьмидесятых было «золотым временем» для АВТОГРАФА. Коллектив становится суперпопулярным и активно гастролирует по всему Советскому Союзу, приносит государству многомиллионную прибыль. И вместе с тем, худсовет официальной фирмы грамзаписи «Мелодия» усматривает в композициях группы двойное дно, категорически отказывается выпускать виниловые пластинки группы. «У нас была готовая программа, мы открывали для себя многие города Советского Союза, все было замечательно.» (А. СИТКОВЕЦКИЙ). В музыкальном отношении начальный период АВТОГРАФ отличается развитием принципов ВИСОКОСНОГО ЛЕТА - сложные инструментальные части композиций , изобилие музыкальных тем , не получающих окончательного развития и исчезающих, едва появившись. Группа выкристаллизовывает свой поэтический почерк, вызывающий серьёзные нарекания тех, кто высказывался за обязательность максимального приближения песенных текстов к советской действительности. По свидетельству доброжелательно настроенных представителей прессы, именно в начале 80-х группе удаётся достичь органического слияния музыки и слова, успехом у слушателей пользовались его песни Ливень, Блюз Каприз, пьеса Марсианские Хроники и один из главных хитов тех лет Ирландия. Ольстер. Исполняя оригинальный «академический» арт-рок, АВТОГРАФ пошел по пути KING CRIMSON и PROCOL HARUM, заключив творческий союз с М. ПУШКИНОЙ - профессиональной поэтессой и автором текстов (ранее сотрудничавшей с ВИСОКОСНЫМ ЛЕТОМ), сумевшей точно подобрать необходимую музыкантам авторскую интонацию, создать интегрированный образ личности, от лица которой велось повествование, тем самым многократно усилив художественную ценность музыкального материала. В условиях дефицита на рок-музыку, полу запрета на нее, АВТОГРАФ был кумиром, который наряду с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ действовали официально. В 1983 году, когда для рок-музыкантов началось «закручивание гаек», группа, чтобы избежать идеологического прессинга, решилась на отчаянный шаг - принять участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Получив вторую премию, музыканты могли потом «прикрываться» ею как пропуском на большую сцену. То был год борьбы за выживание группы. С другой стороны звание лауреатов конкурса открыло перед ними двери «железного занавеса», и АВТОГРАФ отпустили на первые зарубежные гастроли - сначала, как водится, в Болгарию. Поначалу двухнедельное турне шло вяло, залы были полупустые, но под конец гастролей ситуация изменилась к лучшему: группой заинтересовалась публика, появились представители прессы и телевидения. Для болгар было настоящим открытием, что в Советском Союзе существует рок-музыка.
«В июне 1983 года ансамбль с большим успехом завершил свое первое зарубежное турне по Болгарии, где в качестве почетного гостя участвовал в гала-концертах фестиваля «Золотой Орфей» и был отмечен прессой (композиция Ирландия. Ольстер была признана лучшей антивоенной песней). Потом были концерты и телесъемки в ГДР и опять в Болгарии, Венгрии и Чехословакии». Становление АВТОГРАФА приходится на нелёгкие для советского рока годы. Поток запрещающих инструкций и жёсткий отбор специальными комиссиями оказывают влияние на идеологию их творчества. Тем не менее именно в это время происходит шлифовка стилистического языка, в экспериментах с сочетаниями различных ритмических интонаций сказывается владение колоссальным объёмом музыкальной информации (от классики конца XVII века до элементов классического джаза, джаз-рока, фанка и рэггей). АВТОГРАФ заявляет о себе как группа, играющая арт-рок, музыкально сложный, но более безопасный в социальном смысле. Реквием Памяти Джона Леннона, по сути, становится реквиемом по временам единения музыки и слова, отголоском ранее написанного «високосниками» Реквиема По Растоптанной Землянике В Августе. «Внезапное окончание периода либерализма, - отмечал Андрей БУРЛАКА, - поставило АВТОГРАФ и других представителей бывшего андерграунда, легализовавшихся при тех или иных государственных концертных организациях, в сложное положение: бдительная цензура существенно ограничила их репертуар, возможность гастролировать сошла на нет, а единственным произведением АВТОГРАФА, продолжавшим звучать по радио, оказалась арт-роковая интерпретация оркестровой сюиты Георгия Свиридова Время, Вперед! (1965).» Следующая большая работа - сюита Век № 20, практически моноопера для певца БЕРКУТА, была специально сочинена под его вокальные данные - большого отклика не получила. Хотя музыкальный материал, изобилующий интересными темами, включал оркестровые эпизоды, неожиданные соло на фаготе бас-гитариста ГУТКИНА, игру на саксофоне вокалиста и виртуозную игру клавишника Л. МАКАРЕВИЧА по профессиональному уровню ставили АВТОГРАФ вне досягаемости. Но на фоне энергичного «выброса» в атмосферу музыкальной жизни «социального рока», в котором неумелое обращение с музыкальными инструментами с лихвой компенсировалось остротой и злободневностью текстов, звезда АВТОГРАФА потускнела. 13 июня 1985 г. АВТОГРАФ единственным удостоился чести выступить в советской части международного проекта «Live Aid» - телемосте с Великобританией и США. Через спутник выступление исполнившей две песни группы транслировалось в « живом» эфире на аудиторию в два миллиарда человек во всем мире.
А. СИТКОВЕЦКИЙ: «Когда в три часа дня включили огромный телеэкран в Останкинской студии, и мы увидели огромную сцену и битком, набитый стадион «Уэмбли», мне стало, честно говоря, не по себе. Я осознал, что через три часа придется выходить через спутник «живьем» в эфир, на аудиторию, которая насчитывает два миллиарда человек. Трансляция шла на весь мир! Быстро отобрали две песни из нашего репертуара. Без нескольких минут шесть Лондон дал “добро”, и мы заиграли. Вначале что-то не ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на огромном экране, установленном на «Уэмбли». Мне это только придало силы, и тогда я до конца понял, что происходит... Мы выложились, как могли.» В том же году ансамбль участвовал в съемках передачи «Песня-85». Руководство «Госконцерта», поняв, что на рок-музыкантах можно зарабатывать деньги, стало смелее отпускать их за границу. Прошли турне еще по нескольким странам. Труднее всего, по мнению участников, пришлось в Венгрии, а лучше всего встречали в Чехословакии. 30 мая 1986 года АВТОГРАФ выступал на одной сцене с Михаилом УЛЬЯНОВЫМ, Аллой ПУГАЧЁВОЙ, Александром ГРАДСКИМ, группами КРУИЗ и БРАВО в концерте «Счет № 904», сбор от которого пошел в фонд помощи Чернобылю. В 1986 году на фирме «Мелодия» был издан первый диск-гигант «Автограф», составленный из лучших вещей двух магнитоальбомов. Dream Is Over - эти слова убитого члена БИТЛЗ можно было бы вынести эпиграфом на обложку первого диска группы, пролежавшего в ущерб репутации музыкантов несколько лет у редакторов фирмы «Мелодия» из-за нежелания авторов текстов изменить несколько строчек в песне Монолог и полностью переписать текст Корабля. Имея профессиональный статус, за семь лет (!) музыканты выпустили лишь один виниловый сингл и несколько композиций в различных сборниках. Смешно сказать: штатная единица «Москонцерта» самостоятельно, (можно сказать - полулегально) записывает три магнитоальбома! (Кстати, ни один из них до сих пор не издан).
В конце года в группу приходят новые музыканты Сергей МАЗАЕВ (вокал, саксофоны) из ВИА ЗДРАВСТВУЙ ПЕСНЯ и Руслан ВАЛОНЕН (клавишные, программирование), из популярной в начале восьмидесятых группы МОСКВА. «Второй клавишник был необходим группе как воздух, так как Леонид МАКАРЕВИЧ был великолепным пианистом, а требовался знающий синтезаторщик, владеющий к тому же мастерством современных аранжировок.» (М. ПУШКИНА) В июле 1987 года АВТОГРАФ принял участие в историческом советско-американском концерте «Rock 'N' Roll Summit" вместе с James TAYLOR, SANTANA, DOOBIE BROTHERS. В августе АВТОГРАФ удачно выступил на фестивале в польском городе Сопот, получив вторую премию конкурса, приз журналистов и приз радио и телевидения Польши. Там же в Сопоте "АВТОГРАФ знакомится с американской певицей Мэри ДИ, исполнив вместе заключительную песню фестиваля. Благодаря стараниям менеждера Мэри ДИ в Москву приезжает представитель американской компании «Capito»l и подписывает с АВТОГРАОМ контракт на пять лет.
Гораздо важнее для АВТОГРАФА были гастроли на Западе - в Австрии, Дании, Финляндии, ФРГ и Канаде, где по достоинству оценили их музыкальный потенциал. В Северную Америку музыканты съездили в феврале 1987 г. - для участия в фестивале «Рандеву-87». По программе они должны были участвовать в двух гала-концертах, но интерес к "советским рок-музыкантам" был столь велик, что импресарио предложил им после этого дать сольный концерт в самом престижном зале Монреаля «Спектрум». Ансамбль ждал триумф, музыканты четыре раза «выходили на бис«». Группа получила очень благожелательную прессу. На следующий день АВТОГРАФ выступил в рассчитанном на четырнадцать тысяч человек Дворце спорта «Колизей» в одной программе с канадской группой GLASS TIGER - «которая тогда занимала первое место в хит-параде в Канаде и девятое - в США» - и ветеранами джаз-роковой сцены CHICAGO. «Мы были окрылены выступлением в «Спектруме». Пресса на следующий день была благосклонна. Весь наш концерт был для журналистов тоже в известной мере сенсацией. После первой же композиции зал взорвался, и так продолжалось до конца нашего выступления. Это был один из тех концертов, которые вспоминаешь потом всю жизнь.» (А. СИТКОВЕЦКИЙ)
В то время, на пике популярности, группу сравнивали с GENESIS и YES. Но затем, в первую очередь из-за ее академизма, о музыке АВТОГРАФА отзывались уже более сдержанно. После 1986, когда легализация рока в СССР приняла массовый и необратимый характер, АВТОГРАФ со своей виртуозной и технически безупречной, но морально устаревшей музыкой оказался в тени. Он все больше времени проводил за рубежом, но, в конечном счете, не сделал имени там и потерял его здесь. В мае 1988 года МАКАРЕВИЧ, написавший неповторимый по настроению Разговор С Леонардо Да Винчи, но не сумевший раскрыться как композитор, ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения, покинул АВТОГРАФ. После очередных гастролей в США и пробных записей там звук коллектива трансформировался в профессионально сыгранный рафинированный AOR, в их репертуаре появилось больше баллад и лирических песен. Новая программа группы вышла в 1989 году на диске «Каменный Край», который создавался в сотрудничестве с поэтом Сергеем ПАТРУШЕВЫМ и записывался в студии Московского Дворца молодежи со звукорежиссерами И. ЗАМАРАЕВЫМ и Р. ВАЛОНЕНОМ и в Лос-Анджелесе в студии «Trax». Альбом продюсировали Руслан ВАЛОНЕН и АВТОГРАФ с российской стороны и Аллен Рой СКОТТ и Майкл МАКДОНАЛЬД - с американской. «Осенью 1989 года, после очередных гастролей в ФРГ, США и Швейцарии, ушли МАЗАЕВ и МИХАЛИН. Вместо последнего за барабаны сел Сергей КРИНИЦЫН..." (М. ПУШКИНА)
В 1991 году на американской фирме «Бизар» был выпущен следующий альбом группы «Tear Down The Border», в который вошла “часть заново записанного материала «Каменного Края» и абсолютно новые песни”. Альбом продюсировали Роберт ДАФФИ и Тед БИШОП. Весной 1990 г. в гостиничном номере города Ульяновска тихо умерла легендарная рок-группа АВТОГРАФ.
Л.ГУТКИН: АВТОГРАФ перестал существовать в 90 году, по причинам сугубо творческим. Мы записали, на мой взгляд, один из самых наших успешных альбомов «Каменный Край», но в какой–то степени были изнурены работой над ним в течение трех лет. К тому времени группа существовала одиннадцать лет, и в какой–то момент мы просто почувствовали себя опустошенными и решили, что в ближайшем будущем вряд ли сможем записать что–то интереснее того, что мы сделали в последнем альбоме. Другое дело, что у нас и планов по прекращению деятельности группы не было, мы намеревались сделать перерыв в работе на несколько месяцев — от полгода до года, — чтобы каждый, кто, быть может, хотел реализовать собственный проект, реализовал бы его. Но в течение этого года произошли события, которые повлияли в какой–то степени на возможность дальнейшего воссоединения. Часть группы оказалась за границей; с распадом Союза проекты, которые музыканты АВТОГРАФА намеривались осуществить в СССР, стали невозможны, и наоборот — сольные проекты отдельных участников группы разрослись до неимоверных размеров. Ну и так далее... Так что мы не расставались со скандалами, более того, мы все до сих пор дружим, перезваниваемся, выпадает возможность — встречаемся.
В 2001 году, Артур БЕРКУТ пытался «реанимировать» коллектив под названием АВТОГРАФ XXI, но право на название не было подтверждено А. СИТКОВЕЦКИМ, Л. ГУТКИНЫМ и В. МИХАЛИНЫМ, поэтому Артур переименовал свой проект в группу - БЕРКУТ. В том же году на дне рождения Л. ГУТКИНА всего на несколько часов произошло воссоединение группы АВТОГРАФ в составе: Сергей БРУТЯН, Владимир ЯКУШЕНКО, Леонид ГУТКИН, присутствовал также и А. СИТКОВЕЦКИЙ.В декабре 2004 года группа объявила о своем воссоединении в «золотом» составе: СИТКОВЕЦКИЙ, ГУТКИН, БЕРКУТ, МИХАЛИН, МАКАРЕВИЧ. Короткий тур по городам (Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Минск) был завершен 23 июня 2005 финальным концертом в СК «Олимпийский» (Москва), где на сцену вышли также МАЗАЕВ, БРУТЯН и КЕЛЬМИ.
Дискография
АВТОГРАФ - "Автограф" (1986)
Александр СИТКОВЕЦКИЙ - гитара, вокал;
Артур БЕРКУТ - вокал;
Леонид ГУТКИН - бас;
Леонид МАКАРЕВИЧ - клавишные;
Виктор МИХАЛИН - ударные.
1. S.O.S.;
2. Реквием;
3. Истина;
4. Монолог;
5. Нам нужен мир.
АВТОГРАФ - "Каменный Край" (1990)
Александр СИТКОВЕЦКИЙ - гитара;
Леонид ГУТКИН - бас;
Артур БЕРКУТ - вокал;
Сергей МАЗАЕВ - вокал, саксофон;
Виктор МИХАЛИН - барабаны, программирование;
Руслан ВАЛОНЕН - клавишные инструменты, программирование.
1. Город;
2. О, мой мальчик;
3. Я люблю;
4. Странник;
5. Казенный демон;
6. Колокол;
7. Мастер;
8. Камень;
9. Амур;
10. Мир в себе.
АВТОГРАФ - "Tear Down The Border" (1991)
Леонид ГУТКИН - бас, бэк-вокал;
Артур БЕРКУТ - вокал;
Руслан ВАЛОНЕН - клавишные;
Александр СИТКОВЕЦКИЙ - гитара;
Сергей МАЗАЕВ - вокал, саксофон;
Виктор МИХАЛИН - барабаны, программирование;
Ted BISHOP - бэк - вокал;
Bart BISHOP - бэк - вокал.
1. Coming back to find you;
2. One step away;
3. Tear down the border;
4. How can i call it love;
5. Why is this goodbye;
6. Judgement day;
7. My brother;
8. Going home;
9. Play with fire;
10. Why can't you stay.
АВТОГРАФ - "Автограф - 1" (1996)
1-5,11 - запись 1980 года
7-9, 13 - запись 1981 года
6, 10, 12 - запись 1982 года
(1)
Александр СИТКОВЕЦКИЙ - гитара;
Леонид ГУТКИН - бас;
Крис КЕЛЬМИ - клавишные;
Леонид МАКАРЕВИЧ - клавишные;
Виктор ЯКУШЕНКО - ударные.
(2-5; 11)
Александр СИТКОВЕЦКИЙ - гитара;
Леонид ГУТКИН - бас
Крис КЕЛЬМИ - клавишные;
Леонид МАКАРЕВИЧ - клавишные;
Виктор ЯКУШЕНКО - ударные;
Сергей БРУТЯН - вокал.
(6-10; 12; 13)
Александр СИТКОВЕЦКИЙ - гитара;
Леонид ГУТКИН - бас-гитара;
Леонид МАКАРЕВИЧ - клавишные;
Виктор ЯКУШЕНКО - ударные;
Сергей БРУТЯН - вокал.
1. Пристегните ремни безопасности;
2. Ливень;
3. 2000 лет;
4. Цепочка дней;
5. Ирландия, Ольстер;
6. Вчерашний день;
7. День и ночь;
8. Монолог;
9. Марсианские хроники, ч. I;
10. Возвращение, ч. II;
11. Блюз "Каприз";
12. Старинная баллада;
13. Корабль.