Как был записан альбом рок-группы Крести Козыри "Первая ступень".
Ровно двадцать лет назад рок-группа "Крести Козыри" распалась. Сейчас довольно трудно установить и понять причину распада группы. В те тяжелые годы перестройки, когда на всю страну был один продюсер, провинциальной группе невозможно было выжить. Примеров почти нет. Отлаженная система работы в ГОС учреждениях не работала, а шоу-бизнеса в том виде, в котором он существует сейчас, еще не было. К тому времени у группы уже была своя аппаратура, костюмы, транспорт и даже цветные плакаты в двух видах. Такая реклама имелась не у всех профессионалов. Кстати, она и сейчас валяется где-то в подвале.
Но самоё главное, у группы была своя сольная программа на два часа, состоявшая не из худших песен. Мы, хотя и немного, но успели погастролировать по России. Все было отработано до мелочей. Помню, что ставили аппарат, разгружали, подключали и настраивали его за сорок пять минут, чем очень удивляли местных директоров клубов и дворцов культуры. Конечно, нам все приходилось делать самим.
Наш гитарист и бэк-вокалист, Наумов Александр, договаривался о концертах, был, так сказать, арт-директором коллектива. Он занимался и билетами, и звонками, еще и транспортом. Он налаживал наш сто тридцать первый Зил, который принадлежал ему. Кстати, от игры на гитаре и бэк-вокала его никто не освобождал. Саша всегда был первым помощником в сочинении песен и вообще в творчестве. У него не было музыкального образования, и поэтому с ним легко было творить. Он не был заштампован, таким он остался и сейчас. Саша вообще очень талантливый человек. На чём он только в жизни не играл. Если в группе не было музыканта, он брал и довольно быстро осваивал любой инструмент. В тот момент Саша играл на соло гитаре, хотя он отличный барабанщик, причем барабанщик, как говорится, от бога. Он всегда «качал», и самоё главное у него был «клей». Все барабаны у него жили одной жизнью. Это было одно целое. Сейчас это редкость, хотя талантливой молодежи хватает.
В группе много лет на барабанах играл Сергей Стуков. Представлять этого барабанщика просто глупо. Его знает любой, кто брал палки в руки. Для драммеров Тверской области он сделал не меньше чем Stive Gad .У Сергея было много учеников и последователей. Огромному количеству пацанов он показал как держать палки в руках и дал путевку в жизнь музыки. Сергей -профессиональный барабанщик. Проиграл он в довольно большом количестве групп. В последнее время Сережа работал в группе «Синяя Птица». Работал с Дроздовым до последнего дня. Сейчас он играет в группе «НЗ». На сегодняшний день это одна из последних групп того поколения, которые до сих пор играют вживую. Сергей был барабанщиком в нашей группе. Он был, пожалуй, самым мелодичным из всех нас. У него в голове всегда вертелось пара-тройка красивых мелодий с хорошей, фирменной гармонией. С инструментами в то время было просто никак, и он всегда возился со своими барабанами. Я так жалею, что у нас не было возможности тогда записать живые барабаны. На диске звучит электронная установка. Вообще с инструментами были огромные проблемы. Их просто было очень мало в стране, а тех нескольких тысяч долларов, которые просили за них фарцовщики у нас не было.
О многом мы даже не подозревали. О существовании, например, комбиков и
мониторов я узнал сравнительно недавно. Не говоря уже о настоящих палочках и медиаторах, стойках для гитары или гитарных головах. Мы играли на самодельных инструментах, так называемых мастеровых, к которым они не имели ни малейшего отношения. У меня и сейчас лежит мой бас, оставленный на память о том времени. Наши гитары не держали строй, не имели сустейна. На них устанавливались очень плохие датчики.
Вокалистом группы был Андрей Новиков. Всегда довольно трудно однозначно оценить вокал, это дело вкуса. Но даже в те далекие времена Андрей довольно серьезно пел. Хотя это было начало его вокальной карьеры. Сейчас он один из самых востребованных вокалистов нашей области. Его очень часто приглашают петь. Правда, у Андрея хороший вкус и всякую пургу он не хочет петь. Мы с ним и по сей день хорошие друзья, и он всегда - тогда и сейчас, - отчитывает меня по поводу моих текстов. Кстати сказать, Андрей спел весь альбом, со всеми даблами, всего за семь часов. Без отдыха и перерывов на обед. Как он спел можете послушать. Он безусловно талантливый и музыкальный человек. У него сестра, профессиональный музыкант, когда-то в восьмидесятых играла у нас на клавишах. В группе была "юность семьдесят", кто в курсе, тот поймет. Перед каждым концертом она лично, каждую ноту в клавишах настраивала отверткой. Так что у Андрея талант к музыке на генетическом уровне.
Весь альбом, если мне не изменяет память, был записан и сведен за сто двенадцать часов. Записан он был на деньги спонсора, в качестве которого выступил Владимир Заворотченко. В то время он занимался бизнесом, и видимо дела у него шли неплохо. Володя и сам один из самых одаренных людей, с которыми мне довелось играть. Он много на чём играет, но у нас он играл на клавишах. Правда, к тому времени клавишника у нас не было, и какие-то партии мне приходилось играть самому одной рукой. А бас - либо открытые ноты, либо чередовал с клавишами. В студии я так и записывал клавиши одной левой рукой, а правой держал бас, чем очень веселил звукорежиссера.
Валерий Демьянов, в то время звукорежиссер студии "Салам", и сейчас работает со звездами, делая очень серьезные проекты. Основное студийное время у нас ушло на программирование барабанов, этим занимался Стуков Сергей с Демьяновым. А я старался проконтролировать партии. Иногда к этому процессу подключали гитариста Сашу. После записи барабанов писали гитары. Времени почти не было, гитара явно не строила и ладила, машина не держала строй. Да и русские струны не выдерживали никакой критики. Когда кончалось всякое терпение, Валера хватал нашу гитару и надфиль и подтачивал порожки. Вот время-то было! Молодежь, вы готовы сами подточить порожки на гитаре, чтобы она строила?
Вообще, если бы не Валера Демьянов, неизвестно, чем бы вся эта запись кончилась. Он после записи барабанов послал нас... нет не туда, куда вы подумали, а домой, заниматься. Медленные композиции мы писали на студийной гитаре «Лид Стар», еще та штучка… Восточногерманская копия "FENDERа". Но на медляках она звучала лучше нашей, наш "паленый" Jackson совсем не строил на аккордах. Для меня по сей день осталось тайной, как Саша вообще мог все это сыграть, все гитарные партии. Там все было написано в стиле Ван Халена и AC/DC. Соло в последней инструменталке сыграл Демьянов. Сыграл со второго раза, на шару. Мне тогда очень понравилось, так и оставили. И сейчас это мое любимое место в альбоме. Это единственное место, которое сыграл не музыкант нашей группы.
После записи гитары сразу писали бас, писали быстро, времени совсем не было. Пришлось все упростить до минимума. Мне пришлось сыграть весь альбом за четыре часа. На бас гитаре стояли фирменные польские струны, уже не помню названия. Они были сильно б/у, но я их сварил и на запись хватило. Помню, в первую смену я писал бас, а во вторую Агутин записывал альбом "Босоногий мальчик".
После баса сразу писали вокал. Как я уже говорил, Андрей спел очень быстро. У него и был только один выходной на запись. Писали мы на ленту, на восьмиканальный магнитофон, с использованием синхронизации на компьютере "Атари", на котором уже был «Cubase» по-моему второй версии, еще черно белый, и сводили тоже на ленту, на СТМ. Реально резали ножницами и монтировали изолентой каждую песню. На время записи мне пришлись поселиться в Твери, в родной общаге муз и культпросвет училища, а ребята в основном приезжали на запись. А если надо было, жили там же.
Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо Лалетину Игорю за помощь в записи клавишных треков. Этот человек не нуждается в представлении. Игорь работал и работает со звездами российской эстрады. Это гордость не только Твери, я считаю, но и всей страны.
Еще хочется сказать несколько слов о нашем звукоинженере Андрее Крылове. Группа всегда получала техническую поддержку на самом высочайшем уровне. Андрей - технический гений. Ему все равно, что чинить и что изобретать. Он готов на принятие самых неординарных решений в области техники и электроники. В любой цивилизованной стране он был бы миллионером. Сейчас его изобретения востребованы на самом высочайшем уровне. Но вернемся к музыке.
Готовый альбом Валера нам вручил в конце 1992 года, и я отвез его на студию "Союз" в Москву. Там у меня его взяли без всякого прослушивания. Он где-то продавался и в журнале "Рок-Сити" был неплохо оценен. Особенно музыка. Правда, тексты понравились критикам не очень. Так же по всей стране продавали наши плакаты. Кто-то спер матрицу и пытался на этом заработать. Было записано несколько интервью на радио, снят клип на Тверском телевидении. Тогда это было практически невозможно сделать. Была презентация альбома "Первая ступень" и много гостей. Были и звукорежиссеры Тверской студии.
Наступил 1993 год. Перестройка шла полным ходом, у группы почти был готов второй альбом. Уже шли переговоры о записи и появился еще один гитарист, но в 1994 году группа развалилась и прекратила свое существование в этом составе. Многие, кто читает эту статью, наверное задаются вопросом, зачем вообще писать про группу, которая развалилась двадцать лет назад. Есть две причины, по которым я сел писать про все это. Первая это то, что за эти годы до меня доходили самые нелепые слухи о группе, которые даже смешно пересказывать. Было большое количество вопросов на форумах в интернете, в которых никто из нас не принимал участия. Многие просили рассказать, как все происходило, как мы умудрились это записать в те годы. Тогда это нереально было сделать даже по деньгам, не говоря уже о том, чтобы свести все на восьмиканальнике. Тогда ведь не было еще цифры. И вторая, главная причина - я решил собрать рок-группу «Крести- Козыри» в новом составе. На сегодняшний день пишется довольно глобальный проект для группы. Работа над ним ведется очень серьезно в нескольких направлениях, так что в ближайшем будущем поклонники группы увидят и, главное, услышат любимую группу в новом составе. И с совершенно новым материалом.
До встречи!
Руководитель и бас-гитарист группы, Орёл Виктор (2013 год).