Группа (или как она позиционировала себя на заре своей карьеры, команда) АЛЬФА была одним из наиболее ярких и самобытных феноменов отечественной музыки на протяжении большей части 80-х, исполняя собственный материал в диапазоне от хард-рока до эстрады и от новой волны до рэггей. Создателем и ведущей творческой единицей АЛЬФЫ был одарённый музыкант, интересный мелодист и певец Сергей Сарычев.
Сарычев родился 26 апреля 1958 в городе Волжский Волгоградской области, интерес к музыке унаследовал от родителей (отец немного играл на баяне, а мать на гитаре) и одновременно с общеобразовательной школой N 21 был принят в музыкальную, где осваивал дирижирование, баян и пел в хоре мальчиков при дворце культуры "Волгоградгидростроя". Подростком он слушал записи DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, а позднее PINK FLOYD, LED ZEPPELIN, AC/DC и, разумеется, битлов. Осенью 1973 Сергей собрал из одноклассников группу ШКОЛЬНЫЕ ДНИ, которая исполняла на три голоса хиты ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ и САМОЦВЕТОВ, использовала самолично спаянные им динамики и ревербератор (сделанный, кстати, на базе катушечного магнитофона "Альфа"), а полгода спустя заняла первое место на конкурсе школьных ВИА.
С пятнадцати лет Сарычев играл на бас-гитаре в волгоградском ресторане "Южный", в двадцать стал участником ВИА ВОЛГАРИ Волгоградской филармонии, а ещё через год (1980) был приглашён в ВИА ШЕСТЕРО МОЛОДЫХ от Саратовской филармонии, где пел несколько песен на английском, в т.ч. "Bahama Mama" из репертуара BONEY M!
Поворотным пунктом стало для Сергея знакомство осенью 1980 на гастролях в Одессе с ВИА МОЛОДЫЕ ГОЛОСА. Он был сразу завербован их худруком Матвеем Аничкиным в качестве клавишника и принял деятельное участие в превращении заурядных МОЛОДЫХ ГОЛОСОВ в легендарный ныне КРУИЗ. Более того, его песня "Крутится волчок" (текст которой был доработан другими членами группы) стала одной из его первых визитных карточек и дала имя дебютному альбому КРУИЗА, записанному, фактически, ещё МОЛОДЫМИ ГОЛОСАМИ.
Далее были триумфальные гастроли по всей стране и второй альбом КРУИЗА "Послушай, человек" (1982), на котором Сарычев был представлен уже двумя номерами ("Кошмарный сон" и "Упрёков лёд"), но самому ему становилось всё теснее в рамках группы, однозначно сделавшей ставку на тяжёлый рок. Кроме того, если в начале 80-х отношение властей к року было довольно терпимым, то пару лет спустя гайки снова начали закручивать, и у КРУИЗА начались проблемы.
Весной 1982 Сарычев пару месяцев концертировал с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ, заменяя ушёдшего с Ованесом Мелик-Пашаевым Петра Подгородецкого, той же осенью окончательно ушёл из КРУИЗА и уволился из Тамбовской филармонии. Ещё пару месяцев он мотался по стране в составе САМОЦВЕТОВ, а в январе 1983 собрал собственную группу, которая и получила имя АЛЬФА.
В её состав вошли два участника самодеятельной группы ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ, Владимир Холстинин, гитара, и Виталий Дубинин, бас, а барабанщиком стал Сергей Сафонов из РУБИНОВОЙ АТАКИ. Место для репетиций они отыскали в актовом зале Министерства иностранных дел, где имелся комплект фирменной аппаратуры "Dynaccord", заведовал которым бывший техник МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Владимир Мусин. Готовя программу для устройства в филармонию, музыканты записывали репетиции, и в один прекрасный день были порядком удивлены, услышав свои песни из чужого магнитофона: оказалось, практичный Мусин скомпоновал из репетиционных записей полновесный альбом и запустил его в народ!
Альбом включал такие ударные номера как "Московской озорной гуляка" на стихи Сергея Есенина, "Икра", "Шторм", "Театр", "Гонки" и т.п. на стихи Анатолия Монастырёва и Ольги Писаржевской, а также Андрея Лукьянова. В магнитоиздате он фигурировал под названиями "Расклейщик афиш" и "Гуляка" (по самым известным песням), хотя сами музыканты предпочитали вариант "Альфа I".
Как бы то ни было, запись разлетелась по стране, произведя фурор и сделав имя АЛЬФЫ известным всем поклонникам русского рока, а их песни гремели в любой дискотеке (благо, многие из них были вполне танцевальны). На гребне успеха АЛЬФА предприняла первую попытку легализоваться, но прослушивание в Москонцерте закончилось тем, что группе было дозволено исполнять только пару номеров в сборных концертах - по слухам, чиновников сильно возмутил прозвучавший в "Гуляке" фрагмент городского романса времён НЭПа "Цыплёнок жареный".
Разочарованные неудачей, из АЛЬФЫ ушли Дубинин (в ВИА ПОЮЩИЕ СЕРДЦА) и Сафонов (к Игорю Саруханову, а от него в ПАРАД), однако, в январе 1984 освободившиеся вакансии заняли Александр Грановский (экс-СМЕЩЕНИЕ), бас, и Игорь Молчанов, барабаны.
Второй альбом АЛЬФЫ рождался в более экстремальных условиях. Как и прежде, все инструментальные треки были записаны на репетиции (помощь группе в этом оказал Александр Агеев), а вокал было решено записывать на эстраде ресторана в Обнинске после его официального закрытия, но когда музыканты и звукорежиссёр на ночь глядя подъехали к искомому заведению, оказалось, что внутри идёт массовая драка, ресторан оцеплен милицией, возвращаться в Москву поздно, а на улице февральский мороз.
Пришлось пережидать. "Пока подметали осколки, - вспоминал позже Агеев, - мы записывали под болванку вокал Сарычева, который пел не в микрофон, а прямо в пульт". Участие в записи адептов тяжёлого рока, какими были Алик Грановский и Володя Холстинин, определило более жёсткое звучание альбома "Бега". Его главным хитом стала песня "Зеркало-река". Сразу после этого АЛЬФУ покинули Грановский и Молчанов - оба ушли в ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, на базе которых вскоре родилась АРИЯ. С подачи Холстинина за барабаны пришёл ещё один участник ВОЛШЕБНЫХ СУМЕРЕК Леонид Могилевский, но вслед за этим в АРИЮ ушёл и сам Владимир.
Весь следующий год Сергей изредка выступал с полуофициальными концертами (нередко он просто пел под рояль): ни собрать новый состав, ни получить гастрольное удостоверение ему не удавалось. Весной 1985 он вернулся в Волжский и в подвале родительского дома при температуре минус двадцать записал инструментальные треки альбома "Альфа 3". На барабанах играл его земляк Сергей Ефимов. Вокал и дополнительные партии клавишных были записаны дома на катушечный магнитофон "Илеть".
Текст песни "Я сделан из такого вещества" принадлежал перу Лукьянова, остальные сочинили новые соавторы Сарычева, Галина Богатырёва и Максим Ерёмченко (ранее работавший с ГАЛАКТИКОЙ). На фоне альбома "Бега" новая работа показалась более лёгкой, близкой к стилю электропоп, а местами с откровенно эстрадными интонациями. Следующие восемь месяцев Сарычев и Ефимов гастролировали от Московской областной филармонии, представляя новый материал и старые хиты, однако, играть целое отделение им всё же не позволили, и в ноябре 1985 Ефимов ушёл в КРУИЗ.
Сергей не пал духом и той же зимой собрал новый состав, в который вошли бас-гитарист Анатолий Курносов, барабанщик ГАЛАКТИКИ Виталий Бондарчук (и сам плодовитый автор, уже дебютировавший в звукозаписи), а чуть позже гитарист Игорь Хомич. Они начали готовиться к записи следующего альбома, репетируя песни как Сарычева, так и Бондарчука, но в ходе работы между музыкантами начались трения - в итоге Курносов и Хомич покинули АЛЬФУ, а альбом "Тёплый ветер" записывал дуэт Сарычева и Бондарчука.
К этому времени в стране, действительно, задул тёплый ветер перемен, и в отношении к рок-музыке начались некоторые послабления, коснувшиеся как самодеятельных, так и формально числившихся профессионалами исполнителей. Весной стремившийся к большей самостоятельности Бондарчук (ему хотелось видеть в репертуаре АЛЬФЫ свой материал) ушёл и в сентябре объединился с Константином Никольским (экс-ВОСКРЕСЕНИЕ, ГАЛАКТИКА) под именем ЗЕРКАЛО МИРА, в который раз оставив Сарычева у разбитого корыта.
Следствием очередной реорганизации стало рождение новой АЛЬФЫ: в её ряды вошли гитарист Алексей Горбашёв (экс-МОНИТОР) и бас-гитарист Валерий Гришков (ранее КРАСНЫЕ МАКИ). За барабаны был приглашён старый знакомый Сарычева Всеволод Королюк (успевший после КРУИЗА засветиться в КРУГЕ и сопровождающем составе эстрадной певицы Надежды Чепраги).
В мае 1986 они удачно выступили на первой "Рок-панораме" в Центральном доме туриста, а песня "Я сделан из такого вещества" вошла в изданный по мотивам фестиваля альбом-сборник, однако "Мелодия" не решилась указать на обложке название опальной группы, стыдливо обозначив исполнителей как "Сергей Сарычев и ансамбль". Только под своими именем Сергей выступал и в программе "В едином ритме" Ованеса Мелик-Пашаева.
Под конец года АЛЬФА недосчиталась Горбашова (позднее он записал сольный альбом "Фристайл" и стал участником нашумевшего МИРАЖА) и Гришкова. Их места заняли гитарист Сергей Кудишин из ДУБЛЯ-1 и бас-гитарист Александр Рыбкин. Новым барабанщиком стал Сергей Черняков (последние двое пришли из ВИА ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ), однако, в начале 1987 Рыбкина, Кудишина и Чернякова пригласили в ЧЁРНЫЙ КОФЕ.
Впрочем, времена изменились окончательно, худсоветы ушли в прошлое (хотя, может, и напрасно), поэтому весной 1987 Сергей Сарычев без особых проблем устроился в Росконцерт и собрал первый, действительно, стабильный вариант АЛЬФЫ: Сергей Власов (экс-МАГНИТ, группа Игоря Саруханова), соло-гитара, Михаил Самофалов (экс-ВТОРАЯ ПОЛОВИНА), ритм-гитара, Эдуард Предигер, бас, и Андрей Баранов (экс-ВИЗИТ), барабаны. "Нам без всякого прослушивания вручили гастрольное удостоверение, - признавался Сергей, - и мы поехали на гастроли. Но с этим составом мы не записали вообще ни одной песни, так как на это не было времени - у нас бывало по шестьдесят-семьдесят сольных концертов в месяц! С тех пор я с АЛЬФОЙ не делал никаких записей".
Годом позже Сарычев перевёл АЛЬФУ под крыло Оренбургской филармонии, а в 1989 у себя на родине в Волжском зарегистрировал Театр Сергея Сарычева, силами которого начал раскручивать карьеру своей жены, известной певицы Марины Журавлёвой (которая с 1987 нередко участвовала в концертах АЛЬФЫ) и молодой местной группы КОНТРАКТ. Той же весной АЛЬФА триумфально выступила на фестивале "Звуковая Дорожка", проходившем под эгидой газеты "Московский комсомолец".
В октябре 1989 Сарычев - неожиданно для многих - покинул АЛЬФУ, чтобы заниматься только продюсерством. Вместе с ним ушёл и Самофалов, который стал участником МАРКИЗЫ.
Поначалу всё у Сергея складывалось удачно: если дебютный альбом Марины Журавлёвой "Поцелуй меня только раз", записанный в Волжском и выпущенный фирмой "Мелодия" в 1989, был встречен широкой аудиторией сдержанно, то следующие два, "Алые гвоздики" в 1990 и "Белая черёмуха" в 1991, стали хитами продаж, а "Мелодия" поспешно собрала из них второй виниловый диск певицы под уже запомнившимся названием "Белая черёмуха". Он разлетелся по стране многомиллионным тиражом. Сарычев: "Нам тут же позвонили из Красноярска и предложили пятнадцать стадионных концертов".
Следующую пару лет Журавлёва и Сарычев безостановочно колесили по стране с легковесными, но весьма мелодичными и модно звучавшими песнями в стиле электропоп. Ситуация начала меняться с приходом 90-х. Интерес к музыке Сергея выказывала Пугачёва, которая зазывала его в свой Театр песни, но осенью 1991, вскоре после путча ГКЧП Сарычев оказался невольно втянут в неприятную финансовую историю и почёл за благо согласиться на предложение знакомого, пригласившего их с женой на работу в Штаты. Она затянулась до середины 90-х, после чего Сергей решил, что возвращаться на родину, где царит другая музыка и работает иная система ценностей, смысла нет. С тех пор он живёт неподалёку от Лос-Анжелеса.
Между тем, его бывшие коллеги по АЛЬФЕ не спешили паковать инструменты. Бразды правления взял в свои руки Эдуард Предигер, он же стал вокалистом, а к Власову и Баранову добавился новый клавишник Вадим Наумов. Филармонию этот расклад вполне устроил, и обновлённая АЛЬФА продолжала выступать с песнями Сарычева, несмотря на отсутствие последнего и каких-то договоров с ним. "С таким же успехом они могли бы назваться THE BEATLES", - не без сарказма прокомментировал это сам музыкант.
Тем не менее, в 1990 новая АЛЬФА записала альбом "Здравствуй", заглавная песня которого стала лауреатом ежегодного эстрадного конкурса "Песня-90". Её сочинила - на стихи Андрея Лукьянова - жена директора группы Виктора Маркова, молодой композитор Татьяна Маркова (как и Сарычев, она начинала в ВИА ШЕСТЕРО МОЛОДЫХ). В том же году номер Предигера "Дорогая ночь" был отмечен на песенном фестивале в польском Сопоте.
В 1991 появился вполне эстрадный альбом "Коварная обманщица". Он включал, по большей части, песни Марковой ("Любишь, не любишь", "Половодье", "Вино любви" и т.д.) и вместе с предыдущей работой послужил основой для первой виниловой пластинки АЛЬФЫ, включавшей новый вариант "Гуляки" и сочинения Предигера, Власова и Марковой.
На какое-то время АЛЬФА стала аккомпанирующим составом Татьяны, однако, в 1992 она пошла своим путём и собрала собственную группу, а АЛЬФА (кто бы ни скрывался за этой вывеской) ещё долго путешествовала по бескрайним просторам российской провинции с хитами 80-х. В 1995 фирма RDM подвела итог существования АЛЬФЫ 90-х диском "Лучшие песни".
В 1997 ЗеКо Рекордз выпустила компакт-диск "Коварная обманщица". В конце того же года текущий состав АЛЬФЫ исполнил его заглавный номер на "Песне Года". Годом раньше фирмы Home CD и Moroz Records осуществили переиздание на кассетах и компакт-дисках всего каталога классической АЛЬФЫ, а в 2000 в серии "Grand Collection" компании Квадро-Диск был издан сборник лучших песен Сергея Сарычева.
Большая часть участников АЛЬФЫ 80-х до сих пор в музыке. Интересно, что неплохую сольную карьеру сделали два бывших текстовика группы, Андрей Лукьянов (ОКНО) и Максим Ерёмченко (ЗАДОРИНКА). Песни Сарычева входили в репертуар таких разных исполнителей как Ирина Понаровская ("Театр"), Людмила Сенчина ("Звёзды нам светят в ночи"), Виктор Королёв и даже костюмированных панков из МОНГОЛ ШУУДАН. Марина Журавлёва вернулась-таки в Россию и выступала соло с песнями мужа.
Сам Сарычев, обосновавшись в Лос-Анжелесе, занялся всевозможной работой в сфере шоу-бизнеса: он снимал клипы для BACKSTREET BOYS,2PAС, 'NSYNC и т.п., сотрудничал с голливудскими кинокомпаниями и молодыми американскими музыкантами (по большей части, детьми русских эмигрантов), которых думает привлечь к участию в своём двуязычном англо-русском песенном проекте "Русский Голливуд", пишет новые песни и назад не оглядывется.
Андрей Бурлака