Питерская группа ДЕЛЬТА-ОПЕРАТОР, которая играла мелодичную, интересно аранжированную и не лишённую индивидуальности музыку, в которой можно было услышать элементы арт-рока и харда, фьюжн и поп-фанка - словом, то, что на Западе принято было называть "АОР" или "музыка для FM-диапазона" - появилась на свет на излёте 80-х по инициативе известного к тому времени музыканта Бориса Аксёнова.
Он начал заниматься музыкой в начале 70-х, дебютировал, как и большинство его сверстников, в школьной группе, а потом закончил музыкальное училище им. Мусоргского и впервые обратил на себя внимание в рядах СОЛНЦА, первой группы будущего основателя АВГУСТА и клипмейкера Олега Гусева. Через год он очутился в игравшем тяжёлый рок АПРЕЛЕ, а в конце 1978 стал участником филармонических ЗЕМЛЯН, с которыми (за вычетом двухлетней службы в армии и недолгого пребывания в ДЖОНАТАНЕ ЛИВИНГСТОНЕ и СОЮЗЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК) отработал пять с лишним лет, до начала 1988, играя на бас-гитаре или клавишных. Помимо того, он регулярно преподавал бас-гитару в музыкальном училище на Салтыкова-Щедрина.
Когда в декабре 1987 распалась питерская группа МОДЕЛЬ, с участниками которой Аксёнова связывали и дружеские, и профессиональные отношения, он предложил оставшимся без работы музыкантам объединиться. Так в январе 1988 и родилась группа с сугубо математическим названием ДЕЛЬТА-ОПЕРАТОР в составе: Борис Аксёнов, клавишные, синтезатор, вокал, Анатолий Лобачёв, гитара, Алексей Писарев, бас, Валерий Шаров, вокал и Андрей Бовкалов, ритм-бокс. Звукооператором новой группы стал Василий Горин, в прошлом - гитарист популярного ДИЛИЖАНСА. Писарев, к слову, был студентом Аксёнова, а Лобачёв до МОДЕЛИ играл в ПОЮЩИХ ГИТАРАХ и тех же ЗЕМЛЯНАХ.
Хотя волна массового интереса к рок-музыке к этому времени уже пошла на спад, ДЕЛЬТА-ОПЕРАТОР успел привлечь к своей музыке толику внимания. Они устроились на работу в театр "Бенефис" и некоторое время гастролировали по стране, достаточно тепло принимаемые публикой. Группа совершила тур по Украине, давала концерты на Урале, принимала участие в многочисленных концертных солянках, в частности, выступала в питерском СКК на концерте, где некая английская компания впервые представляла комплект оборудования фирмы "TASCAM".
В том же 1988 на питерской студии "Мелодии" ДЕЛЬТА-ОПЕРАТОР записал свой дебютный альбом, без затей названный "Дельта-1". При помощи поддержавших группу спонсоров альбом был оперативно выпущен "Мелодией" на пластинках, но серьёзного успеха не имел: если на концертах несомненным достоинством группы было мощное ансамблевое звучание, то в студии большинство партий было записано с помощью синтезаторов (Писарев позже припоминал, что ему позволили записать только одно фанковое соло баса), что выхолостило звук и сделало его излишне эстрадным.
В конце 1990 Аксёнов потерял интерес к ДЕЛЬТА-ОПЕРАТОРУ и ушёл. Концерты к тому времени почти сошли на нет, хотя оставшиеся музыканты продолжали изредка репетировать. В марте 1991 и опять на "Мелодии" группа начала записывать свой второй альбом "Дельта 2", однако, фактически, всю работу от начала и до конца сделали вдвоём Лобачёв (синтезаторы, гитары) и Шаров (вокал). Этот альбом так и остался лежать на полке, а сам ДЕЛЬТА-ОПЕРАТОР к середине 1992 тихо распался.
Писарев, который большую часть времени посвящал джазу, играя в комбо с Гасаном Багировым, Борисом Романовым, Сергеем Соколовым и т.п., позднее целиком переключился на латинскую музыку и был непременным участником LOS SABROSOS BAND, RITMO CALIENTE и т.п., хотя в начале третьего тысячелетия принимал участие в блюз-бэнде O.S.A.; Горин в августе 1992 вошёл в группу БОЛТ-ТИЙЦЫ, но вскоре покинул музыку; Лобачёв занялся студийной работой; Бовкалов стал биржевым маклером, а Аксёнов занял ответственный пост на 22-м канале питерского ТВ.
Андрей Бурлака