Группа
{"data-ad-client" => "ca-pub-9508229605968406", "data-ad-slot" => "4397029779", :style => "display:inline-block"}
АВГУСТ > Юбилейное интервью с Павлом Колесником
Казалось бы, совсем недавно был четвертьвековой юбилей АВГУСТА, и был праздничный концерт, и музыканты в белых одеждах играли "Орла". Как вчера это было… Но годы промчались стрелой беспечальной, и в этом году АВГУСТ отметил сразу два юбилея: тридцатилетие группы и десятилетие возрождения. Отметил красиво – большим концертом и выпуском сборника "ХХХ лет спустя". И мы решили не упускать возможность пообщаться с душой и голосом АВГУСТА – Павлом Колесником.
Павел, для начала расскажите как судьба определила Вас в АВГУСТ?
Павел Колесник: Я четырнадцать лет играл на танцах, веселил толпу. Начинал с клавишных и пения, потом место клавишных заняла труба. А после армии я взял в руки бас-гитару. Тогда не было принято, чтобы в танцевальной команде был свободный вокалист. Надо было, чтобы все играли. И я играл на бас-гитаре и пел. Но за это время я очень многое познал, получил вокальное образование. Мы с Сашей Назаровым два года ездили на гастроли. У нас шесть человек пело – это было потрясающе! Мы раскладывали такие пачки, что мама не горюй! И зная мою работоспособность, Сашка порекомендовал меня Олегу Гусеву. До этого я сидел в зале на их концертах, и когда пел Андрей Степанов, скрипел зубами и думал: "Блин, я ведь тоже так могу!". Я мечтал петь в АВГУСТЕ! И вдруг меня приглашают не куда-нибудь, а именно в АВГУСТ! Я был в шоке… Первого апреля меня пригласили, второго я пришёл на репетицию, а девятого – через неделю! – мы уже играли в Астрахани. Я досконально выучил всю программу, плюс в поезде я репетировал ещё и весь конферанс. Это сейчас я всё делаю с закрытыми глазами, а тогда… Через двадцать дней я вернулся с гастролей, и ко мне приехал Саша Назаров и попросил поставить что-нибудь из записей с тех концертов. Послушал минут двадцать и сказал: "Поставь себя. Что ты мне Степанова поставил?!" За те восемь дней я настолько всё снял "один в один", что получился клон Степанова. Потом уже стали появляться свои интонации…
В то время АВГУСТ недолго именовался ГРУППОЙ ОЛЕГА ГУСЕВА, а под названием АВГУСТ выступала совсем другая команда…
Павел Колесник: Но пришел-то я в группу АВГУСТ. Дело в том, что у АВГУСТА с 1982 года было два руководителя: музыкальным был Гусев, а художественным – Шмаргуненко. И вот он как раз в 1985 году и увёл вокалиста Андрея Степанова и барабанщика Юру Антонова. Но когда мы перешли в Куйбышевскую филармонию, пошла буза по поводу названия, и было принято решение назваться ГРУППОЙ ОЛЕГА ГУСЕВА. А когда у тех ребят ничего не получилось, и они развалились, Олег Павлович вернул название АВГУСТ себе.
И АВГУСТ стремительно рванул вверх…
Павел Колесник: Да, с 1985 года, когда собрался "золотой" состав, пришла настоящая популярность. Пик славы АВГУСТА пришёлся на годы со мной. Но я никогда в жизни не звездился. Мне не ведомо, что такое звёздная болезнь. Честно. У меня, когда я жил на Театральной площади, подъезд был исписан словами любви и признания с первого по шестой этаж. Но я спокойно это перенёс. А возможность зазвездиться была, когда мы работали всюду и постоянно. Кстати, расскажу вам потрясающую историю, правда, она относится к более поздним временам. Моя старшая сестра, Эльвира, жившая под Тулой, увидела на афишах, что к ним приезжает группа АВГУСТ, и решила не беспокоить брата – купила билет и села в зале. Объявляют: "Ленинградская группа АВГУСТ". К микрофону выходит человек с усами. "Странно" – подумала сестра. – "Вроде бы Пашка никогда не носил усов. Хотя, видимся редко, мало ли что…". Прислушалась: голос мой. После концерта подошла к сцене и попросила пригласить солиста. К ней вышел этот человек с усами, и она спросила: "Простите, а где Павел Колесник?". Ответ был классический: "А кто это?". Вот так люди под нашу фанеру работали вместо нас!
Что можно сказать о музыкантах "золотого" состава? Насколько легко с ними работалось?
Павел Колесник: В первую очередь это были большие профессионалы. В человеческом плане мы находили общий язык. Да, были трения. Когда плотный график работы – до сорока пяти концертов в месяц, потом на неделю домой, и снова в тур - это очень тяжело. Но главное – мы старались обходить острые углы и двигаться дальше.
На раннем этапе своего пути группа играла хард и арт-рок. Но первые записи с Вашим вокалом – это нью-вэйв. Смена состава привела к смене стиля?
Павел Колесник: Тогда диктовал то, что мы будем играть, Гусев. Но мне нравились эти песни, я с удовольствием их пел. И с таким же удовольствием вместе с группой перерождался в рок, когда это разрешили. Я пришёл в готовый продукт, на готовый репертуар, и делал то, что надо было. Может быть, это было коллегиальное решение коллектива на тот момент. Но не надо забывать, что в то время нельзя было официально играть тяжёлую музыку. Поэтому всё так танцевально и звучало. Олег Гусев – а я в своё время повесил ему кликуху "Дюбель", потому, что он прошибал любую стену - был очень тонкий стратег, чувствовавший, что можно делать, а что нельзя. Поэтому АВГУСТ не был запрещён и расформирован, как многие другие рок-группы. Кто наверху мог отказать песне "Я и ты" на стихи Роберта Рождественского? Никто! А ведь красивая роковая тема.
Как писались песни? Гусев приносил уже готовую аранжированную вещь, или группа вносила свой вклад в создание композиций?
Павел Колесник: Гусев приносил гармонию, вокальную строчку, тексты, которые ему писали разные поэты. Он видел композицию по форме, а каждый музыкант добавлял свою изюмину – кто во что горазд. И вот так рождались песни. Зарождались они в голове Гусева, а уже аранжировки – дело музыкантов всей группы. Он понимал, что коллеги - профессионалы, и они всё сыграют. Естественно, он показывал нам, что бы он хотел.
Поговаривают, что не все подписанные Гусевым песни написаны им…
Павел Колесник: Я свои песни, свои идеи никому не отдавал. Делали ли это другие – не знаю. Но я не понимаю тех музыкантов, кто поднимает сейчас эти темы. Если ты отдал другому свою песню – то что сейчас об этом говорить?! Вот Гена Ширшаков придумал рифф к "Дороге в никуда", но ведь основу, гармонию и вокальную строчку принёс Гусев!
А гитарный инструментал "Точка отсчета"?
Павел Колесник: Всю эту телегу инструментальную принес Гусев. Я четко это помню. Всю по форме: где, кто, что играет. Он просто перся от этих ритмов. Единственное, что вступление к ней Гена где-то снял один-в-один.
Когда и как в группе появился Владимир Трушин? Зачем АВГУСТУ были два вокалиста?
Павел Колесник: Гусев шутил, что Володя классно шьёт. (смеётся) Я не знаю, по каким причинам взяли Володю. Он пел в программе одну песню, и ещё одну вещь, балладу, мы исполняли дуэтом. Он был не единственным, кто пытался петь в Августе. И с каждым я садился за рояль и разучивал песни. Казалось бы, рыл сам себе яму. Но не тут-то было – я другой человек! Для меня это всегда было стимулом для дальнейшего роста.
"Демон" записывался сразу для издания на "Мелодии"?
Павел Колесник: Да.
Почему на обложке "Демона присутствует только Олег Гусев?
Павел Колесник: Мы поехали в Москву к фотографу Сергею Борисову – он тогда снимал всех звёзд. А когда альбом вышел, я был дико поражён. На титуле должен был быть летящий демон, взрывающий всё на своём пути, а сзади, как тогда модно было, пять ромбов с нашими лицами. И когда в свой день рождения я купил "Демона" в "Мелодии" на Невском проспекте, а на конверте одно лицо и ничего больше… Нахрена, спрашивается, мы ездили в Москву сниматься?!
Нынешний логотип группы появился позже?
Павел Колесник: Да, уже после "Демона"
Когда стал писаться материал "Ответного удара"?
Павел Колесник: У нас был очень плотный гастрольный график. Мы не сидели на репетиционной точке – это было ни к чему. Просто приходили в зал за несколько часов до концерта и делали вещи. Так, кстати, за два часа до концерта в ЛДМ была записана песня для детской радио-передачи "Ромашка". Её же, но с другим текстом АВГУСТ, ещё с Наташей Островой исполнял, на "Голубом огоньке" 1986 года.
В те годы снимались клипы, где Олег Гусев фигурировал в роли вокалиста. Почему большинство этих видео-материалов сейчас недоступно?
Павел Колесник: Я думаю, что все эти съёмки сохранились у Гусева. Были попытки их выдернуть, но воз и ныне там. Может быть, глядя с высоты своего жизненного опыта, он не хочет их обнародовать.
Павел, но в "Музыкальных играх" с микрофоном всё-таки Вы.
Павел Колесник: Но в конце крупным планом Гусев. (смеётся) Я не в претензии.
Почему два виниловых альбома были переизданы только сейчас?
Павел Колесник: Не было заинтересованной компании. К тому же, я сторонник качественных записей. Мы выправили звук и сделали ремастеринг. Бочки зазвучали! В своё время в студии мы всё правильно записали по эквалайзеру, но на "Мелодии" худсовет перед выходом альбома решил вывести на первый план вокал, а барабаны оказались в заднице. Для переиздания же использовались фонограммы с оригинальным, не испорченным худсоветом, сведением. Правда, на "Мелодии" не оказалось исходной версии песни "Колокол". Куда она делась?.. Так что я очень доволен переизданием. На "Демоне", конечно, преобладают низкие частоты, но это из-за "сименсовских" электронных барабанов. Бонусы, правда, писались с разных кассет – не сохранились оригиналы.
На переиздании у бонусных вещей указано авторство группы. Почему именно так?
Павел Колесник: К сожалению, я не знаю, кто именно авторы этих вещёй. Знаю только, что стихи к "Далёкой звезде" написал Миша Шелег. Указать только его только на одной песне было бы некрасиво. Я с большим трудом после многих звонков выяснил у Гусева авторство "Тоннеля", а если бы я ещё и с бонусами к нему пристал, то эпопея с ответами растянулась бы ещё на полгода. Я поставил на альбом эти бонусы в память об Андрее Степанове, погибшем два года назад. Хотя надо честно сказать, что я с ним не дружил: он ушёл из группы – я пришёл.
На "Ответном ударе" бонусами пущены записи 1985 года с Вашим вокалом. Не боитесь, что у слушателя возникнет диссонанс от нью-вэйва после хард-н-хэви?
Павел Колесник: Нет, не боюсь. Это всё равно АВГУСТ. И на диске честно написано, что это самые первые записи группы с моим голосом. "Шестое чувство", "Я и ты" и "Мир в тревоге" были записаны летом 1985 года на предмет возможной съёмки клипа. Все эти песни тогда звучали на концертах. Я уже говорил, что группа в какой-то период играла нью-вэйв, а потом стала играть тяжелый рок. Молодёжь, правда, в те годы возмущалась. Простите, но АВГУСТ изначально был коллективом профессиональным, зарабатывавшим деньги только музыкой. Поэтому на тот момент мы имели право играть только ту музыку, которую можно было исполнять. А уже когда разрешили всё, мы, как люди, тяготеющие к року, переквалифицировались на тяжёлый рок. Так что, бонусы показывают группу с разных сторон.
Часто ли АВГУСТУ приходилось выступать за рубежом?
Павел Колесник: Да, очень. В 1986 году мы поехали в Польшу и Германию. Для нашего человека это было нечто! Было много концертов, нас хотели ещё и ещё. Мы познакомились с группой КОРБА из Гданьска, они в итоге стали нас приглашать сами. В 1988 году АВГУСТ был первой советской группой, игравшей на "Металмании" - АНЖ поехал туда через двадцать лет после нас… Мы ездили по Скандинавии: Финляндия, Швеция, Дания. Это не считая соцстран – Чехословакии, Болгарии… Мир повидали. Могу сказать, что сегодня в России ничуть не хуже, чем в Европе. А вот тогда был очень сильный контраст.
Под эти концерты делались песни на английском языке?
Павел Колесник: Я пел некоторые вещи на английском языке: "Рок-н-Ролл", "Металл" и что-то ещё. Но это не прижилось. Всё равно мы на их языке лучше их самих не споём. Так что, пусть они прутся от нашей музыки и русского языка!
В 1989 году вместо Вас в группу приходит новый вокалист, Константин "Коха" Шустарев. Зачем АВГУСТУ потребовался Коха?
Павел Колесник: Все музыканты, кроме меня, решили сделать свой проект. Они убедили Олега, что Коха подходит АВГУСТУ, и те восемь-девять месяцев, что он был в группе, спокойно делали свою программу под крылом у Гусева. Олег Палыч в то же время меня далеко не отпускал, видимо, предчувствуя дальнейшее развитие событий. У меня была группа СЛЕД, в которой мы играли старые песни АВГУСТА: "Право дано", "Песню о друге". В первом отделении выступал мы, во втором они с Кохой. И могу сказать, что нас зачастую принимали лучше! Может быть потому, что АВГУСТ хорошо знали по тем песням, что я со своей группой пел в первом отделении. А логотип у нас был – отпечаток ноги с вписанным названием. Этим мы говорили, что сделали шаг назад от тогдашнего АВГУСТА и идём за ними след в след.
Владимир Трушин ушел одновременно с Вами?
Павел Колесник: Его ещё раньше пригласил Киселев в свой центр. Володе было интереснее петь всю программу в группе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, чем одну песню в АВГУСТЕ.
Почему не удался альянс АВГУСТА и Кохи?
Павел Колесник: В восьмидесятые годы кто бы ещё ни приходил петь в АВГУСТ за время моей работы, никто не мог спеть музыку Гусева лучше меня, как бы замечательно они ни пели в своих командах. И не потому, что я такой крутой, а потому, что, когда Гусев приносил песню, я знал какую мелизматику использовать, как это спеть, потому что я вырос вместе с группой. А Коха – вы послушайте концертные записи – он рычал, а не пел. Это не его тесситура, это не его музыка! Хотя на самом деле Коха поёт обалденно. Он шикарный вокалист! Но в АВГУСТЕ он тупо пытался спеть ноты. Коха хорош в своём ключе. А здесь песни, которые пел я, в его исполнении не звучали. Почему он "Орла" спел на тарабарском английском и с совершенно другой вокальной строчкой? Потому, что ему так удобнее. Появилась другая мелодия, появились заоблачные ноты – и вот это было его! Я Коху безумно люблю и уважаю, но петь то, что я пел, ему было крайне неудобно. Он вынужден был петь, как я, но это был уже не АВГУСТ.
АВГУСТ без Вас недолго продержался…
Павел Колесник: Когда та четвёрка свалила от Гусева, он позвонил мне и сказал: "Паша, набери новый состав". И я нашёл Юру Медведчикова, Аркашу Аладьина и Юру Глотова. Мы начали ездить на гастроли, играли новые песни – "Тоннель", "Сталин", "Гаснет день" - но с Глотовым не сложилось, и его заменил Юра Стиханов из Группы Гуннара Грапса.
Тогда было не самое удачное время для концертов больших групп.
Павел Колесник: В стране бушевала эпоха ЛАСКОВОГО МАЯ, ездившего с плюсовой фонограммой и собиравшего полные залы. И АВГУСТ, возивший сорок тонн аппаратуры становился просто нерентабельным.
Почему Вы вторично, и как казалось на тот момент, окончательно ушли из команды?
Павел Колесник: Я оставил группу на съемках клипа на песню "Тоннель" в первой студии Ленинградского телевидения. Гусев мне сказал: "С сегодняшнего дня будешь сниматься в клипах как вокалист". "Дождался" – подумал я. А минуты за три до начала съёмок он отвёл меня в сторону и сказал, что режиссёр Базанов считает, что и дальше в качестве вокалиста надо снимать его, раз уж он засветился. Я его очень мило послал и ушёл… Клип все же сняли без меня, он потом мелькнул по телевидению раз-другой, и всё.
Если снимался клип, значит, песня записывалась в студии?
Павел Колесник: Да, мы её тогда записали в студии, но она нигде не была опубликована. Мастер-тэйпа у меня не сохранилось, есть только старая кассетная копия. И там есть один большой минус: тогда мы её записали с драм-машиной, а не с живым барабанщиком. А на пластинках АВГУСТА все барабаны были живыми.
К планировавшемуся альбому "Идол" была записана только одна вещь – "Тоннель"?
Павел Колесник: Да. Но готовых вещей было больше. Тогда же, например, был написан и "Чёрный ворон". Только он был с другими словами: "Рэкет, рэкет, тень крыла, перекрёсток зла". Реалии того текста остались в прошлом, к тому же вещь не была опубликована, так что мы решили написать новые слова. Песня не шедевральная, но очень хорошо идёт на концертах: поорать припев, поскакать под неё. Хорошая рабочая концертная песня.
После Вашего ухода группа просуществововала очень недолго. Недавно была обнародована песня с вокалом Александра Потапчука "С нами Бог". По ней видно, что к духовно-философской тематике группа обратилась еще тогда.
Павел Колесник: Эта песня была написана уже после моего ухода. Олег тогда нашёл Сашу Потапчука – "Грату". Голосище у него – мама не горюй! Но вскоре Гусев потерял всякий интерес к группе: концерты отменялись, была безрезультатная поездка в Германию, а сидеть и репетировать в своё удовольствие не имело смысла.
В 1992 году Вы записали вокальные партии к альбому "Цветной сон" ушельцев из АВГУСТА группы ТОВАРИЩИ. А где был Коха?
Павел Колесник: Всё это делалось в спешке. Коха уехал в Штаты, оставив группу. Буквально накануне записи ко мне домой пришёл Лёва Лемберский с трёхлитровым баллончиком пива и начал меня окучивать. Старый материал я помнил, а три песни Гены Ширшакова – "Мама", "Вера" и "Гимн" - я не слышал никогда, но на следующий день всё записал. Записывались мы в студии в ДК "Невский". Там очень сильно облажался звукорежиссёр: я в некоторых вещах прописал красивые бэк-партии, которые он потерял при сведении. Так что альбом звучит слишком сухо. Тогда же записывались и англоязычные песни. Их спел Володя Ермолин.
ТОВАРИЩИ имели свой – и очень сильный – репертуар в "эйсидисевской" стилистике. Почему же на альбоме столько песен Гусева, причем уже засветившихся на номерных пластинках АВГУСТА?
Павел Колесник: Мне это тоже не понятно. Видимо, на записи этого альбома настоял Владимир Киселёв, договорившийся о выпуске диска в Японии. Но поскольку Кохи не было в стране, родился вот такой проект. Кстати, заглавный инструментал "Цветной сон" они взяли прямо с "Ответного удара".
А как к этому отнёсся Олег Гусев?
Павел Колесник: Мне кажется, что его никто не спрашивал. К тому же, на тот момент проект АВГУСТА был уже закрыт им.
На этом для Вас на долгие десять лет с тяжелым роком было покончено?
Павел Колесник: Да. В 1989 году я принял крещение у себя на Родине, а в 90-м впервые покаялся! После ухода их АВГУСТА я серьёзно увлёкся духовной тематикой и, начав работу над первым сольным альбомом "Высшая поэзия моление", выпущенном в 1992 году виниловой пластинкой на "Мелодии", я сказал себе, что больше никогда не буду петь рок! Но это было тогда, спустя годы вы знаете, чем всё … продолжилось!
А кому пришла в голову идея после стольких лет возродить АВГУСТ?
Павел Колесник: 23 февраля 2002 года я выступал в концертном зале у Финляндского вокзала. И на этот концерт пришли Гена Ширшаков и Саша Егоров – звукорежиссёр АВГУСТА. И после концерта Гена подходит и говорит: "Паша, а нет желания возродить АВГУСТ?" А меня к тому времени от попсы уже тошнило. Скучно мне слушать два притопа, три прихлопа и пятнадцать раз повторяющийся припев. Музыкой это назвать нельзя. Так что я с радостью согласился, и мы начали искать музыкантов. Кандидатура басиста не обсуждалась: Саша Шестов – это друг Гены. Барабанщика мы долго очень искали, пока не нашли Сергей Дойкова. Клавишные на альбоме прописал Юра Курочкин - человек с консерваторским образованием, но совершенно не умеющий импровизировать. При всём этом альбом "Это сейчас" он записал очень неплохо, потому что ему было чётко сказано, как и что играть.
Как и когда записывался альбом "…Это сейчас"?
Павел Колесник: Альбом мы писали дома у Сергея Дойкова на DAT-магнитофон через восьмиканальный пульт. Мы записали всё живьём, а потом добавили вторые гитары.
Альбом "…Это сейчас!" состоит по большей части из новых версий старых песен…
Павел Колесник: Чтобы напомнить о себе спустя 11 лет мы решили сыграть именно старые вещи. Сыграть так, как мы сейчас играем. Отсюда и название – "Август - это сейчас". Его Гена придумал. Получился альбом-напоминание.
Тогда не было попыток возродить "золотой" состав?
Павел Колесник: Нет. Дело в том, что Лев Лемберский живёт в Германии, Андрей Круглов работал в группе PUSHKING, а Олег Гусев не пошёл бы. Он сказал нам: "Ребята, делайте, что хотите". Олег очень занятой человек: то он на съёмках, то за границей, то ещё где-то.
А почему в итоге этот состав оказался таким недолговечным?
Павел Колесник: Когда я начал предлагать такие песни, как "И капает кровь" и "Злодейка-ночь", Гена упёрся, что это всё ерунда и никому не нужно. Он не поверил в эти вещи! К тому же мне хотелось совсем не того любительского коллектива, в какой АВГУСТ превращался с Ширшаковым. Гена ленится играть чужие песни, ленится и не любит. Своего же почти ничего не предлагает. Он хотел, чтобы игрались "Мама", "Вера", "Гимн", написанные им. В итоге, к огромному сожалению, с ним пришлось расстаться. Я со всем уважением отношусь к Геннадию, но играть с ним очень сложно из-за его натуры. Он лидер, лидер на полную голову. Но лидер, который на сегодняшний день ничего не предлагает. Вообще, очень тяжело шло становление. Я звонил некоторым людям, известным людям, предлагал поиграть с нами. Первый вопрос был: "Сколько?" Я умом понимаю, что для того чтобы спрашивать "Сколько?" надо что-то сначала сделать. Я вот десять лет бьюсь с коллективом, не зарабатывая на этом нифига. Я только вкладываю. В то, в другое, в пятое-десятое. Потому что знаю, что кроме меня этим никто не займется.
Рок-музыка в наши дни – очень затратное хобби. Как к нему относятся домашние?
Павел Колесник: Когда я женился, тёща сказала: "Анжела, твой муж музыкант. Не мешай ему!". Золотые слова были. Она понимала, что это – моя жизнь. И отказываться от этого в моём возрасте было бы глупо. Тем более, во мне есть силы и порох. И мне есть, что показать. Убери от меня эту музыку, и что останется?! Свадьбы, юбилеи, корпоративы – тупое зарабатывание денег для прожитья. Но отдушина-то должна быть! И у меня есть цели, задачи, стремления. Когда человек не имеет цели, не имеет задач, которые надо выполнять, он потихонечку деградирует. А меня многое интересует. В свои 54 года я ещё хочу чего-то добиться! А глядя на свою дочку, я смело могу сказать, что с ней я только молодею. Я не замечаю своих лет. Да, я смотрю на себя в зеркало и вижу далеко не молодое лицо. Но это нормально. А дочка придаёт мне силы, я рад, что она у меня есть. И хотя я с ней не занимался музыкой вообще, она берёт гитару и на одной струне чётко подбирает песни. А я ей почти каждый вечер пою на сон грядущий песнопения иеромонаха Романа… Я себе ставлю одну задачу – дожить до её свадьбы. А там можно будет уже и на покой.
В Интернете периодически возникают срачи на тему "По какому праву нынешний состав той или иной группы с богатой историей носит сейчас это название". Все понимают, почему АВГУСТ – группа Павла Колесника. Но почему группа Павла Колесника – АВГУСТ?
Павел Колесник: Если бы Гусев или кто-то ещё в своё время зарегистрировали на себя товарный знак "Август", ни я, ни кто-нибудь ещё не могли бы выступать под этим названием. Но поскольку этого не было сделано, а я – голос того самого "золотого состава", который выпустил два альбома на "Мелодии" и который проехал пол-Европы, я поступил именно так. И я никого не обманываю: я был солистом группы, я им и остался. Да и смешно было бы назваться группой КОЛЕСНИК – у нас уже есть группа КИПЕЛОВ. (смеётся)
Первую пару лет возрождённый АВГУСТ выступал по большим площадкам. Сложно ли было после этого переходить на клубный уровень? На другие рельсы?
Павел Колесник: Это была вынужденная мера. Нам в одиночку не окучить большие залы. Приходится довольствоваться тем, что есть. Хотя в "Jagger" – а это большая площадка – нас с радостью приглашают. Но я всегда подчёркивал, что АВГУСТ – это концертная группа. А клуб и концертная площадка – это разные вещи. Мне хочется простора: пробежать по сцене, покрутить стойку. Не везде в клубах есть этот простор. Но надо радоваться тому, что есть. Было бы хуже, если бы этого не было совсем.
Как в группе появились братья Осинские?
Павел Колесник: Их привёл в группу наш звукорежиссёр Саша Егоров. Ему очень понравилось, как они играют в студии "Еврошоу". Ребята с мозгами, с руками – мы два года с ними проработали.
В то время группа стала играть без клавиш в две гитары, что зафиксировано на демо-записи 2004 года и концертном видео "Живой звук". Чем был вызван отказ от клавишных?
Павел Колесник: Это был эксперимент. Выглядело это неплохо, но я быстро понял, что клавишные АВГУСТУ нужны. Так что на альбоме 2005 года "Абсолют на всё" клавишные, пусть и в небольшом количестве, но присутствуют. Их записал Игорь Пелехатый.
Почему альбом называется "Абсолют на все…" и чем вызвано столь необычное его оформление?
Павел Колесник: Это было условие спонсора – испанской фирмы "Абсолют-керамика". Они полностью оплатили нам запись и выпуск альбома. Отсюда в оформлении плитка, о которую я вдребезги разбиваю гитару. А чтобы заинтересовать спонсора, мы написали песню "Абсолют". Я написал текст, Лёша Осинский предложил музыку. А если бы я выпускал альбом за свои деньги, то, конечно же, оформил бы его так, как нужно мне.
Писались ли с Осинскими новые вещи после выхода альбома?
Павел Колесник: Что-то звучало на концертах, но в студии не записывалось. Был инструментал – мы даже предлагали публике придумать для него название, была песня "Каждому своё".
Почему развалился такой достаточно крепкий и интересный состав?
Павел Колесник: Я очень больно расставался с Осинскими. Была история, когда за моей спиной они пытались договориться с одним вокалистом, чтобы убрать меня и продолжить работать под брэндом АВГУСТ. А этот певец оказался умницей, правильным человеком: он позвонил мне. И я тут же сказал братьям: "До свидания". Поэтому последнее время я не пою ни "Тень", ни "Абсолют". Лёша Осинский очень нервно относится к тому, что мы исполняем песни, которые он считает своими. Но писали-то мы их вместе! Я написал к этим песням стихи, вокальную строчку. Я столько бился над тем, чтобы сделать красивую вокальную линию в "Абсолюте"! А потом выяснилось, что это песня вообще не Осинского. Её написал давным-давно тот самый вокалист, который мне позвонил. И он, как раз, совершенно не против того, чтобы мы её исполняли. А Лёша эту песню выдал за свою… К тому же, у братьев не было сценического опыта. Лёша мог играть, уставившись на носки своих ботинок. Но если у тебя нет опыта работы на сцене, прислушивайся к советам того, кто на этом деле уже не одну упряжку собак съел!
И снова пришлось собирать с нуля новый состав…
Павел Колесник: Не совсем. В тот момент в группу уже вернулся Сергей Дойков.
Если не вдаваться в чехарду с клавишниками, то с тех пор состав был более или менее стабилен…
Павел Колесник: Да, становление коллектива было болезненным и длительным. Менялись люди. Со многими приходилось расставаться по личным и рабочим моментам. Но сейчас собрался сильный профессиональный коллектив, чего я и добивался все эти годы. Костяк нынешнего состава работает уже много лет.
Ну, раз уж сильный состав стабилен, то давай поговорим о музыкантах. Итак, Сергей Титов…
Павел Колесник: … Душа человек! Ему всегда всё пофиг. (смеётся) В хорошем смысле! "Как скажете, так и сделаем. Не вопрос". Он живёт группой. Он душа компании. Всегда разрядит обстановку, всегда внесёт положительный момент в рабочие вопросы.
Сергей позиционирует себя, как человека не умеющего играть соло. И тем не менее, семь лет назад он пришёл в АВГУСТ в качестве единственного гитариста. Это было от безысходности или от веры в человека?
Павел Колесник: От безысходности. Но надо отдать должное, что с приходом в АВГУСТ он заиграл соло, и заиграл неплохо. Сейчас он счастлив, что в группе две гитары. И, заметьте, он не перестал солировать!
Басист Эдуард Гаврилов классно играет, но на сцене всегда стоит в углу и ни шагу в сторону. Его группа держит в чёрном теле, или он сам по себе такой?
Павел Колесник: Дело в том, что когда Эдик пришёл в команду, ему главное было всё разучить. К тому же на старых хитах он снимал Лемберского, а там есть, что снимать! Это Лев мог скакать по сцене, поскольку у нас было наиграно по сорок концертов в месяц! А Эдик вливаясь в коллектив думал не о шоу, а о том, что сыграть. И, видимо, это вошло в привычку: он просто стоит и играет.
Как в группе появился клавишник Андрей Курбатов?
Павел Колесник: Мы с ним знакомы больше тридцати лет - когда-то давно вместе работали на танцах. А последние годы Андрей играл в основном в студии. Я его очень долго уговаривал прийти в группу. Поначалу Курбатов нервничал: "Ой, я не смогу это играть! Давай, ты найдёшь другого человека". Но с ним мне всегда легко и спокойно. Из всех клавишников возрождённого АВГУСТА именно Андрей Курбатов ближе всего к Олегу Гусеву по манере игры и подходу к делу.
Ещё один ветеран возрождённого АВГУСТА – Сергей Дойков.
Павел Колесник: Сергей – классный, ровный барабанщик, но сложный человек. Он записал с нами "Это сейчас", потом на несколько лет уходил, но всё же вернулся.
У группы поменялся звукорежиссёр…
Павел Колесник: С АВГУСТОМ долго работал Сергей Чиковани. Но, к сожалению, он не всегда мог ездить с нами. Поэтому мы снова стали работать с Лёней Ковиным. Лёня всегда рядом, всегда открыт и делает классный звук.
И, наконец, новобранец - гитарист Андрей Коваль.
Павел Колесник: Мы с Андреем друзья. Он давно занимается гитарой и пением, хотя никогда не играл в группах. И была у человека мечта – сыграть с АВГУСТОМ. И вдруг уходит Дятлов…
Выходит, он хотел сыграть "с", а играет "в"!
Павел Колесник: Ну, да! Богу было угодно, чтобы так произошло. Андрей вкладывает всю душу в то, что делает в группе. Его сценический дебют на юбилейном концерте прошёл очень удачно. Получилось, что Андрея сменил Андрей.
Так почему предыдущий гитарист Андрей Дятлов покинул группу?
Павел Колесник: Бог свидетель, человек повел себя некрасиво. За неделю до концерта в Таллине он напрочь отказался ехать, и нам пришлось за оставшиеся дни перелопатить всю программу под одну гитару и клавиши. Это таких трудов нам стоило! Вот в ком-ком я был уверен на все 100%, так это в Дятлове. Он так радел за АВГУСТ, и вдруг такая пенка. Я вообще был в шоке. Но мы впятером съездили в Таллин, отработали там на ура. Я не против Андрея, упаси Господь, просто он сам сделал свой выбор.
Его уход пробил определенную брешь в группе.
Павел Колесник: Есть такое, согласен. И тем не менее, я не считаю, что это страшно, потому что у нового гитариста Андрея Коваля потрясающее желание играть, и плотный жирный звук.
Павел, чем можно объяснить Вашу верность АВГУСТУ?
Павел Колесник: Здесь я на своём месте! В 1985 году в Куйбышеве мне делала предложение СИНЯЯ ПТИЦА. А в 1987 году Андрей Большаков звал меня работать в МАСТЕР - мы тогда как раз вместе выступали в "Лужниках". Но я остался в АВГУСТЕ. И не жалею!
АВГУСТ в новых песнях несёт сильный христианский посыл. Это идёт только от Вас, или все музыканты разделяют твои взгляды?
Павел Колесник: Абсолютно все, кроме барабанщика. У нас есть железобетонная традиция: перед каждым концертом мы встаём в круг и молимся, просим благословение Господне на всех пришедших в зал и на нас, музыкантов. И о барабанщике тоже молимся.
То есть, люди подбираются не только по музыкальным вкусам и профессиональным качествам. Тут важно ещё и духовное родство.
Павел Колесник: Я очень доволен сегодняшними отношениями в коллективе. Кто-то может играть лучше, кто-то хуже. Но отношения должны быть идеальными. Не так уж и сложно идти навстречу друг другу и с пониманием относиться ко всему происходящему. Я не говорю, что я ангел. У меня тоже бывают и взлёты и падения и взрывы, но я стараюсь в себе это гасить. Я понимаю, что передо мной такие же люди, как и я. Все вправе ошибаться, но для меня огромнейшее значение имеют отношения между людьми в команде. Не будет отношений - не будет ничего.
АВГУСТ не играет на концертах ничего из раннего репертуара группы, за исключением заглавной песни. Почему оказались забыты, "Актёр" и некоторые другие весьма драйвовые вещи? При грамотной переаранжировке они совершенно не будут выбиваться из сет-листа.
Павел Колесник: Не все в группе хотят играть отдельные старые песни. Но с такими людьми ведётся работа. (улыбается) И за последнее время мы возродили из раннего материала "Далёкую звезду" и "Песню о друге".
На концертах из "золотого" периода не играются "Ответный удар", "Опасность"…
Павел Колесник: Мне не хочется строить программу сугубо из старых вещей, хочется идти вперёд. У нас на сегодня достаточно старых хитовых вещей в программе, и я не вижу смысла делать ещё десяток вещей из того репертуара. Это не материал сегодняшнего АВГУСТА. Мы исполняем старые хиты как дань уважения бренду.
Перерыв между "Абсолютом" и "За чертой" был довольно длинным. Чем это было обусловлено?
Павел Колесник: Мы бы очень хотели чаще выпускать альбомы, но надо ещё и о жизни думать. Каждый из нас где-то работает, поскольку одним роком не прокормиться. Нам не двадцать пять лет, чтобы всё свободное время отдавать группе, а время бежит со страшной силой и нам его катастрофически не хватает.
Альбом "За чертой" открывает песня Олега Гусева "Тоннель"…
Павел Колесник: "Тоннель", как я уже говорил, - старая песня 1990 года. Я считаю, что она была незаслуженно забыта. Мы решили её реанимировать. На мой взгляд, получилось неплохо.
Большинство песен на альбоме были написаны Вами. Но помимо них, есть ещё и вещи, созданные другими людьми. "Новый бой", например.
Павел Колесник: Он написан Александром Козарезом - нашим бывшим басистом. "Новый бой" играется с поздней осени 2005 года.
Кстати, почему группа рассталась с Александром?
Павел Колесник: Когда мы играли с Козарезом, я часто пел неточные ноты на концертах, всё время ожидая, когда Саша слажает - а это могло быть не по одному разу за песню. Но переключаясь на чужие лажи, я начинаю отвлекаться от того, что я сам делаю, и обязательно киксую. Сейчас я спокоен: за мною стена. Я выхожу и пою.
Павел, но ведь половина современных отечественных вокалистов душу продала бы только за то, чтобы петь так, как Вы лажаете!
Павел Колесник: (смеётся) Поймите, живой концерт без лажи – не концерт! Но всему должна быть мера.
На альбом "За чертой" вошла песня "Измени своё завтра". Она имеет отношение к одноимённому фестивалю?
Павел Колесник: Мы три года подряд принимали участие в московском фестивале "Измени своё завтра". Я тесно общался с его организаторами и, как – то, послушав песни, претендующие на звание "Гимн" фестиваля, решил написать свою версию! И очень приятно, что именно наш вариант стал официальным гимном фестиваля! Изначально эту песню полностью написал я и записал демо под гитару. Андрей Омелиан сказал, что у него есть хороший аранжировщик – Миша Терехов – тот всё сделает. Проходит три дня, я жду, когда же будет готова песня – самому интересно, как это всё будет звучать. И вдруг Омелиан приезжает ко мне домой: "Послушай, какой кайф получился!". Он ставит мне запись, и я в корне не узнаю песню, которую написал. Я ждал аранжированную свою музыку, а мне принесли абсолютно другую песню на мои же стихи. Они решили меня не беспокоить. (смеётся)
Одной из лучших вещей альбома является песня "Кто с нами?".
Павел Колесник: Она написана моим другом, известным гитаристом Владимиром Густовым на мой давнишний текст.
Вы перепели "И капает кровь" дуэтом с Михаилом Нахимовичем из группы ЧЁРНЫЙ КУЗНЕЦ…
Павел Колесник: У меня с Мишей возник конфликт из-за этой песни. Мы записали и обработали его голос точно так же, как и мой, чтобы он не выделялся, в хорошем смысле этого слова. И Михаилу не понравилось чистое звучание своего голоса. Нахимович хорош в своей группе, но здесь он не совсем вписался.
Хотя, на мой взгляд, песня звучит очень не плохо!
На альбом "За чертой" вошли все новые вещи, планировавшиеся к выходу, или что-то вылетело?
Павел Колесник: Какие-то вещи не вошли. Но они появятся на следующем альбоме.
Вы недавно записали новую версию песни "Далёкая звезда" :)
Павел Колесник: (смеётся) Потому что было предложение от портала Металрус записать не выходившую ни на одном альбоме песню для сборника. Мне "Далёкая звезда" очень нравится. В своё время это был хит. Но есть музыканты у нас в группе, которым не нравится эта песня, и они отнеслись к ней с прохладцей. Поэтому мы записывали её с электронными барабанами и в темпе "погнали волка в чащу". Я не успевал выговаривать слова. И сейчас мне просто-напросто стыдно за неё. Поэтому мы ещё раз перепишем её в ином темпе – в оригинале она звучит куда медленнее – но с тем же риффом. Может быть, она будет бонусом к новому альбому.
К юбилею группа АВГУСТ выпустила сборник "30 лет спустя". По какому принципу подбирался трек-лист?
Павел Колесник: Так получилось, что этот сборник полностью составил я. И мне хотелось, чтобы наряду с хитами, звучащими и сегодня, были песни, давно не исполнявшиеся на концертах АВГУСТА. Это и "Осень", которую мы одно время играли, и "Судите сами", и "Опасность". Некоторые классические песни вошли в версиях альбома "Абсолют на всё", поскольку в таком виде они звучат более мощно и современно. Песня "Гаснет день", пусть у неё и не шибко хорошее качество записи, как и у всего альбома, тоже заслуживает внимания и уважения. И все песни собраны и выстроены на мой личный вкус так, что звучат, как единое целое.
А как же песня "Август"???
Павел Колесник: (смеётся) "Август" дважды переписывался за последние годы! Он и так звучит везде и всюду. К тому же, сборник не резиновый. Так что, на этот раз мы обошлись без этой песни.
Нет желания выпустить концертник?
Павел Колесник: Есть. Но не сейчас. Вот пусть Андрей Коваль разыграется, и мы запишем альбом. А пока мы отправляемся на фестивать "кРОКу майбутне" в Херсон, где всё будет записываться. Сет наш там будет коротким – 40 минут, но, возможно, эти записи пойдут в дело. Скажем, в качестве видео-бонусов к новому альбому.
В последние годы у матёрых состоявшихся команд появилась тенденция выпускать альбомы каверов. А что бы в такой ситуации записал АВГУСТ?
Павел Колесник: Я больше по старым делам. WHITESNAKE, хотя я понимаю умом, что переплюнуть Кавердейла невозможно. DEF LEPPARD, FOREIGNER с Лоу Грэммом. Записал бы IRON MAIDEN, хоть я и не могу слушать их больше двух-трёх вещей. AC/DC чем-то меня притягивает: эта музыка настолько проста, но завораживает до глубины души. Они так качают на двух-трёх аккордах! Таких команд больше нет! ZZ TOP нравится. Русские группы – тут сложнее. "Владимирская Русь" ЧЁРНОГО КОФЕ – обожаю эту вещь. Это песня о моей родине. Что-нибудь из АРТЕРИИ или из ЛЕГИОНА. Хочется что-нибудь красивое, но не везде звучащее.
Раз уж Metalism Records переиздал классические альбомы АВГУСТА "Демон" и "Ответный удар", за что ему огромное спасибо, то нет ли смысла и возможности выпустить "Цветной сон" ТОВАРИЩЕЙ?
Павел Колесник: Лично мне не всё симпатично из того, что я записал с ТОВАРИЩАМИ. Так что я чисто с профессиональной точки зрения не хочу выставлять эту запись. К тому же, этот вопрос надо решать не со мной, а с Геной Ширшаковым. А он на это не идёт, поскольку понимает, что если Гусев ничего не имеет с переизданий, то Киселёв поимеет всех. Киселёв это Киселёв!
Будут ли переиздания альбомов "Это сейчас" и "Абсолют на всё"?
Павел Колесник: Мы с Сашей Пастуховым из Metalism Records – говорили об этом. Но и здесь камень преткновения – Гена Ширшаков. Перешагивать через него мне не хотелось бы. Там всего две его песни – "Мама" и "Август", но на обоих альбомах и в разных аранжировках. А выпускать кастратов или сборник с двух альбомов – тоже не самый удачный выход.
Если перевыпускать альбомы, то со старым или с новым оформлением?
Павел Колесник: Я думаю, мы смело можем поменять оформление. От "Абсолют-керамики" совершенно точно не будет претензий.
А что мешает переиздать "Фантазм" Гусева?
Павел Колесник: Metallism очень хочет переиздать этот альбом. И я обязательно поговорю об этом с Олегом.
Сегодня у нас речь постоянно заходит о будущем альбоме группы. Как идёт работа над ним?
Павел Колесник: Песни написаны, аранжировки к ним готовы. Другой вопрос, что надо воспроизвести это с живым коллективом. Осенью постараемся приступить к работе.
А тексты?
Павел Колесник: Практически все готовы. Мне изначально хотелось, чтобы все новые тексты написал Серёжа Романов, но его сегодняшнее мировоззрение отличается от моего. Он пишет хорошие тексты, но в них слишком много социального. А мне кажется, что музыка хард-н-хэви и философско-духовная тематика очень гармонично сочетаются друг с другом. Так что, пришлось и самому кое- что написать.
А кто на этот раз отвечает за музыку?
Павел Колесник: Будущий альбом группы будет абсолютно разноплановым, потому что все участники группы принимают участие в его написании.
Вот как! Неужто вся группа активно включилась в процесс написания?!
Павел Колесник: Да. Если в написании будут принимать участие все музыканты, это внесёт разнообразие. Будет раскрыто творчество всего коллектива. Интро, исполняемое на концертах, написал Андрей Курбатов. Им же написана вещь в сугубо стиле восьмидесятых. Сергей Титов принёс пару вещей: одна драйвовая и рок-н-рольная, а другая - баллада. У нас, кстати, есть ещё одна песня Володи Густова на мои стихи. Мы планировали её на альбом "За чертой", но не успели доделать.
Все эти песни на концертах ещё не обкатаны?
Павел Колесник: И не будут. Я не хочу повторять то, что было с предыдущими альбомами, когда все уже знают наизусть наши песни, и только после этого выходит альбом. Новый альбом должен быть по-настоящему новым! Моя мечта – альбом, который ещё никто не слышал. Согласитесь, в этом есть изюмина!
Какой будет судьба написанного Андреем Дятловым?
Павел Колесник: Андрей написал отличную песню "Ледовое побоище". Нам показалось, что она будет очень созвучна с "Ответным ударом". Но что с ней теперь делать – не понятно. Дятлов сейчас обижен: считает, что его выгнали, хотя мы с ним на эту тему даже не говорили.
Гусевское наследие вычерпано полностью, или что-то ещё может появиться в репертуаре?
Павел Колесник: Там ещё много что осталось. Просто я не ставлю задачу возвращаться к старому. Надо идти вперёд и писать новые песни. У нас что ни альбом, появляются старые песни. Не хочу я этого делать! И на будущем альбоме я хочу, чтобы были только новые песни. Я не хочу идти по пути возрождённого КРУИЗА, который долгие годы играл одну и ту же старую программу. У нас, слава богу, АВГУСТ половину концерта играет новые вещи. Это плюс, это прогресс. Видно, что группа не стоит на месте. Если бы в АВГУСТЕ сейчас были все те музыканты, что и в восьмидесятых, было бы объяснимо, что группа играет только старые хиты. Но коль скоро у нас новый состав, за исключением меня, это не катит.
Будут ли на альбоме гости?
Павел Колесник: Возможно, Владимир Густов что-нибудь запишет. Хочется Сергея Терентьева подтянуть. Но пока ещё рано об этом говорить.
Когда стоит ждать альбом?
Павел Колесник: Хотелось бы выпустить его зимой, к моему юбилею. Мы немножко медленные, у нас большие перерывы между альбомами. Но мы воплотим всё задуманное в жизнь, и всё у нас будет классно!
Интервью: Александр "Alexx-Off" Молодяков и Виталий Куликов
29.08.2012 07:04   0