Группа
{"data-ad-client" => "ca-pub-9508229605968406", "data-ad-slot" => "4397029779", :style => "display:inline-block"}
АРТЕРИЯ > Интервью с Сергеем Терентьевым
Сергей, почему в нарушение «арийских» традиций вместо группы «Терентьев» мы видим группу «Артерия»?
Сергей Терентьев: Мне просто не хватило мужества назвать музыкальный коллектив своим именем. Я, конечно, примерялся, но название «Терентьев» мне показалось не то чтобы нескромным, а каким-то просто неудобным для этого. Вот слово «Артерия», например, можно даже разделить на две части — «Арт» и «Теря» (мой никнейм с давних времен). И смешно, и какой-то второй смысл есть. Вообще, мое субъективное мнение по этому вопросу таково: гитарист не должен называть коллектив имени себя, да простят меня гитаристы, которые это сделали…
У Вас был долгий перерыв в выпуске альбомов. Сейчас, когда состав стабилизировался, улучшится ли ситуация с релизами?
Сергей Терентьев: Начнем с того, что два года я был изолирован от общества, поэтому никаких релизов быть не могло. Сейчас, по прошествии полутора лет, с момента, когда я смог снова приступить к своим творческим обязанностям, уже проделана большая работа. К сожалению, мне приходится заниматься очень многими вещами: начиная с администрирования концертной деятельности, продолжая звукорежиссурой, а также я делаю аранжировки, записываю, свожу и т.д. Плюс ко всему, монтаж DVD, который все еще не вышел, отнимает очень много времени и сил. Когда «разрываешься на сто фронтов» — быстро не получается.
На одном из концертов «Артерии» бесплатно раздавался однопесенный сингл «Боль», изданный тиражом всего 50 экземпляров. Что помешало выпустить двух- или трёхтрековый релиз тиражом поболее?
Сергей Терентьев: Новые песни группы «Артерия» — «Боль» и «Сам себе враг» планировалось включить в DVD, но, поскольку новостей от нас за этот год было немного, мы решили обнародовать эти песни любым доступным способом. Так что мы выпустили сингл «Боль» таким вот самиздатовским способом в знак уважения верным поклонникам «Артерии», пришедшим в тот день к нам на выступление. Тираж «поболее», за свой счет, — экономическая глупость, а обращение к издателю, который может сделать большой тираж — это передача ему почти всех прав (это одно из условий любого издательства), за которые теперь никто не платит. Расставаться со своими авторскими и смежными правами в случае заключения договора с издателем «за здорово живешь» как-то неприятно, поэтому... вот так! Тем не менее, эти песни войдут в будущий DVD группы, который находится в заключительной стадии работы над ним. Слава Богу, в лице своей жены, Glossy, я нашел поддержку и понимание. Мы окончили авторизованный курс по видеомонтажу и с успехом эти знания используем. Так что, я надеюсь, что скоро DVD «Артерии» будет готов, и мы его обнародуем!
А почему сингл «Боль» был выпущен именно к этому концерту? Он какой-то особенный?
Сергей Терентьев: Я уже и не помню, что это был за концерт. Захотелось просто сделать небольшой подарок поклонникам и подарок ко дню рождения Андрея Волкова — сделать CD скромным тиражом с его песней.
В чем причина задержки с выходом DVD?
Сергей Терентьев: Во-первых: причина любой задержки — это неправильное понимание объема работы, с которой приходится столкнуться; и, во-вторых — технические проблемы, решение которых напрямую зависит от наличия практических и теоретических знаний. Допустим, если эту работу делать, используя услуги специалиста-профессионала, то готовый продукт может появиться раньше, но обойдется в очень приличную сумму. Я приценился и понял, что затраты на такую работу, при использовании профи, и не получив ни копейки прибыли с этой работы, — это просто безумие. Поэтому всё делается своими ручками, и делается, как ни странно, хорошо, но небыстро. Кроме работы над DVD у меня много всяких хлопот, относящихся не только к музыке, и я не собираюсь бросать все дела и делать только DVD.
Что войдет в DVD?
Сергей Терентьев: В него войдут интересные интервью с именитыми музыкантами: Валерием Кипеловым, Сергеем Мавриным, Аликом Грановским, Маргаритой Пушкиной, Александром Елиным и так далее — список большой. Эти люди уважаемы и известны потому, что добились определенных успехов в этой жизни. Они, как правило, либо душевны, либо умны, либо и то, и другое; и плюс ко всему — талантливы. И я полагаю, что интервью этих людей – это некий срез, пласт, нашей, российской, рок-музыки, о которой они рассказывают немало относительно меня. «...С Сергеем Терентьевым я познакомился тогда-то…» — обычно каждое интервью начинается с этого, ничего не удалось изменить, как мы ни старались… Валерий Кипелов, например, рассказал историю группы «Кипелов», вместо того, чтобы просто поздравить группу «Артерия» с юбилеем и рассказать о своем отношении к ней, но тем не менее это был увлекательнейший рассказ. Он снимался у нас дома: повесили фотографический фон, поставили свет… и семь часов провел Валерий у нас в гостях. Пили чай, обедали, говорили о музыке, по-дружески общались. Мне это было интересно, и я надеюсь, что интервью будут интересны и широкой публике. Они будут разбавлены, в том числе, архивными фото и видео с наших концертов за всю историю и почти со всеми участниками коллектива, по классической схеме… Съемка красивого города под названием Питер тоже войдет. Вечерний Питер — это просто сказка. Также в DVD войдет еще одна новая лирическая песня «Край ветров», написанная дальневосточным автором Андреем Кобзарем. Он написал на форуме группы «Артерия», что дарует нам свою песню, если она нам понравится. Мы ее послушали и решили взять в свой репертуар: очень хорошая песня с очень красивым, романтичным текстом. Такие песни мне давно уже не попадались. Также мы планируем включить в DVD все песни «Артерии» в виде «минус голос», чтобы наши поклонники могли устраивать у себя что-то типа караоке. Оригинальная версия альбома «Up to 30», бонусы, записанные для этого альбома А. Булгаковым «Звезды легли на дно», «Кто ты?», «Потерянный рай», с которых началась история группы, тоже войдут в этот релиз.
Изначально предполагалось, что DVD будет называться «5 баллов»…
Сергей Терентьев: Это название уже не актуально, потому что к 5-летию мы не уложились никоим образом. Было пять лет группе – мы выпустили майки с надписью «5 баллов». А DVD назовем немного иначе.
А что с новым полнометражным альбомом «Артерии»?
Сергей Терентьев: Новый альбом «Артерии» уже записан в инструментальном виде. У нас, как и у многих групп в этой стране, проблемы с текстами. Я делаю попытки в написании текстов, но при этом очень хорошо понимаю, что плохой текст я не могу себе позволить, а хороший не получается. То ли потому, что я иссяк творчески, то ли потому, что мне никто не позволит целое лето провести на даче в кресле-качалке с ручкой и блокнотом в руках… Записав для Маргариты Пушкиной сингл проекта Margenta — «Цветок майорана», мы надеялись на взаимность и взаимопомощь в творческом плане и я попросил Риту написать хотя бы один текст к будущему альбому. Но она сказала, что занята и не может нам ничем помочь. Поэтому релиз альбома сдерживают две причины — недостаток достойных текстов (поиск авторов продолжается, и небезуспешно) и отсутствие материального стимула.
Работа на несколько проектов не мешает сосредоточиться на главном?
Сергей Терентьев: Это отвлекает, но зато позволяет лучше раскрываться в творческом плане. Музыка – это наркотик, и ей хочется заниматься, несмотря на то, что за нее перестали платить. С другой стороны, пока я отвлекаюсь на проекты, музыкальный материал «Артерии» «дозревает» на «полке». Когда проходит время, лучше видно и слышно допущенные ошибки в аранжировках, текстах и звукорежиссуре. Есть, конечно, опасность морального устаревания музыки, но, как мне кажется, тяжелой музыки это не особо касается. Как пелось в песне одной известной группы: «Нам уродами моды быть не с руки». Как таковой моды на тяжелую музыку фактически нет, и материал не устаревает, главное, чтобы он был искренний, содержательный, искрометный и драйвовый.
Работа над проектом GlossyTeria не идёт в ущерб «Артерии»?
Сергей Терентьев: Дело в том, что Glossy очень многое делала и делает для «Артерии», поэтому слово «ущерб» здесь неуместно. Я в свою очередь стараюсь не отстать от нее в работе над GlossyTeria. Glossy — моя жена и у нас очень близкие музыкальные взгляды, что позволяет очень быстро находить консенсус. Всю жизнь она стремилась жить музыкой: много занималась, окончила Гнесинку (ГМУЭДИ), пела в «Бони Нем» с Кириллом Немоляевым и у нее есть всё, чтобы реализоваться в музыке. Тем более, что у нее получаются, на мой взгляд, очень симпатичные песни. Мы записали и выпустили сингл GlossyTeria. Я ей практически ни в чем не мешал: она рулила и тексты, и музыку, и отбирала треки для выпущенного сингла GlossyTeria. Многим эта работа нравится, многим абсолютно не нравится, а когда мнения делятся пополам — это самая лучшая оценка. Причем я точно знаю, что будущий альбом GlossyTeria — «Точка Невозврата» — будет значительно лучше и интереснее, чем тот сингл, который мы уже выпустили. Если Glossy, конечно, позволит мне туда «влезть по пояс» и выбросить все дурацкие слова из текстов. (смеётся)
А когда примерно планируется к выпуску альбом «Точка невозврата»?
Сергей Терентьев: Мы заключили пакт о «не-гостях», то есть, мы в гости пока никого не приглашаем и сами не ходим, потому что времени для работы над видео не хватает катастрофически. И пока мы не выпустим DVD «Артерии», я пальцем не притронусь к проекту GlossyTeria. Теперь Glossy старается быть мне как можно более полезной, чтобы побыстрее закончить работу над DVD «Артерии». Поэтому четкого плана относительно релиза полнометражного альбома у нас пока нет. Изначально релиз был запланирован на конец осени. Будем стараться.
Будут ли песни «Династии Посвященых» (проект Margenta) исполняться на концертах «АРТЕРИИ»?
Сергей Терентьев: Пока что будем играть одну песню — «Никто», которую Валерий Кипелов по неизвестным причинам перестал исполнять на своих концертах. Сергей Скрипников, автор музыки этой песни, вышел к нам с предложением включить эту песню в наш репертуар. Мы взяли ее в разработку, она уже перезаписана заново, за исключением хоров, которые споет Glossy. Тем более, что в оригинальных треках с Валерием Кипеловым и дуэте Кипелов/Беркут также звучит голос Glossy. Мы решили не нарушать традиций.
Эта песня тоже войдет на DVD?
Сергей Терентьев: Сергей Скрипников не против, чтобы она вошла в наш DVD, и я не вижу причин, по которым она может туда не войти. Во всяком случае, Валерий Кипелов, исполнивший эту песню ранее, как ни крути, «звезда», поэтому интрига какая-то будет, сравнение и т.д. Возможно, индекс цитирования в Интернете — «Кипелов» – «Никто», «Артерия» – «Никто» нам добавит очков.
«Артерия» – группа, заточенная под одного конкретного автора или остальные музыканты тоже приносят свой материал?
Какими качествами должен обладать вокалист, чтобы попасть в «Артерию»?
Сергей Терентьев: Я представляю себе вокал в группе «Артерия», как баритональный тенор с «толстым» голосом, который умеет при необходимости петь и хриплым голосом. Разумеется — безупречный внешний вид, коммуникабельность, умение работать в музыкальных редакторах, сносное знание русского языка, владение вниманием публики, искрометное шоу на концертах, выносливость, вредные привычки в разумных пределах.
Почему после ухода Алексея Булгакова место у микрофона занял Сергей Сергеев, имеющий совершенно иную манеру пения?
Сергей Терентьев: Моим идеалом голоса для «Артерии» был Алексей Булгаков, но второго такого вокалиста в нашей стране не нашлось. Допустим, такой вокалист где-то есть, но не все таланты живут в Москве, и далеко не всегда мы знаем об их существовании. И это большая проблема, потому что, приглашая иногороднего человека к сотрудничеству, нужно обеспечить его жильем и работой. К тому же, чтобы вырулить хотя бы на какой-то средний уровень, нужно иметь вокалиста, способного качественно исполнить от начала и до конца двухчасовую концертную программу. И Сергеев легко справился с этой задачей. Сергей был то ли седьмым, то ли восьмым вокалистом, прослушавшимся в «Артерию». В том числе, до него мы прослушивали Артёма Стырова – он, безусловно, хороший вокалист, но не подошел нам по стилю исполнения; я пробовал даже оперного певца – вот до чего дошло. И Сергеев был единственным человеком, который достаточно чисто проинтонировав, смог исполнить «Дорогу без тебя» — песню, на которой тестировались все вокалисты. Она достаточно непроста для исполнения вверху в припеве там «си». Как выяснилось, эта нота недоступна многим нашим вокалистам даже при наличии хорошей вокальной фактуры. А Сергей Сергеев легко и непринужденно исполнил всю концертную программу «Артерии». Может быть, не в той манере, которая была нужна мне лично как автору, но зато мы смогли двигаться дальше — концертировать, записывать новый материал...
Почему Вы расстались с Сергеем Сергеевым и Вячеславом Селиным?
Сергей Терентьев: Во время моей изоляции от общества ребята позволяли себе делать официальные заявления о том, например, что группа «Артерия» меняет стиль, причем делали это в такой форме, словно до этого «Артерия» исполняла что-то неприличное. Не для того я ушел из двух звездных коллективов, чтобы в моем родном ансамбле в момент моего отсутствия и за моей спиной делались заявления, которые идут в разрез с моей системой ценностей. Меня это оскорбило, и я сказал, что ничего подобного я не допущу. Я имею на это моральное право, поскольку я эту группу организовал и вложил в нее очень много души, времени, денег и здоровья. Никто не имеет права, не поставив меня в известность, осуществлять релизы песни, которую я не одобрил. Тем не менее, такая песня прозвучала в эфире питерского радио, о чем я узнал совершенно случайно... Возникла конфликтная ситуация, которая привела к тому, что двое активных участников коллектива покинули его. Может быть, это слишком авторитарно, но я считаю хорошим тоном выносить на обсуждение группы все идеи и эксперименты, иначе неизбежно возникают недомолвки и отношения в коллективе портятся, что и произошло. Если люди не смогли договориться, значит, ничего не получится и в будущем. Мне кажется, что в нынешнем состоянии группа «Артерия» намного более жизнеспособна: все открыты, все приносят свой материал; хорошо или плохо, но все решения обсуждаются и принимаются коллективно. И мне приятно, что у нас в группе теплые дружеские отношения.
За время подготовки интервью к публикации в группе «Артерия» произошли значительные перемены. Из коллектива ушел вокалист Андрей Волков. Почему? Есть ли какие-то причины, заставившие его остаться в родном городе?
Сергей Терентьев: После продолжительного отпуска 15 мая 2010 года Андрей Волков сообщил, что возвращается на свою родину в город Моршанск на постоянное место жительства, что делает невозможным его участие в группе «Артерия». Я думаю, что основная причина такого решения Андрея — «Шерше ля фам». Когда у него появилась девушка из Моршанска, он стал реже посещать репетиции, каждые выходные ездил из Москвы на родину, а потом сделал такое вот заявление...
Не было ли у вас желания опустить руки и забросить это дело после того, как пришлось опять начинать все сначала?
Сергей Терентьев: Конечно, приятного мало. Тем не менее, я очень хорошо знаю, что в жизни все очень быстро меняется, меняется отношение людей к делу, в результате изменения жизненных приоритетов. И поэтому каждый на моем месте должен быть готов к тому, что по каким-то причинам любой участник коллектива может его покинуть, а ты должен продолжить поиск достойного музыканта и должен это сделать в кратчайшие сроки, иначе, как правило, группа перестает существовать.
Останется ли в репертуаре « Артерия» песня «Боль», написанная Андреем Волковым? И что будет с остальным материалом, записанным с его голосом и планировавшимся к выходу на ДВД – песнями «Сам себе враг» и «Край ветров»?
Сергей Терентьев: Если публика изъявит крайнее желание услышать песню Андрея, то, разумеется, мы будем ее исполнять на концертах. А так на самом деле у нас достаточно медленных песен. «Сам себе враг» войдет в DVD в исполнении Волкова, а «Край ветров» в исполнении Стрелкова.
Судя по тому, что вокалист был найден достаточно быстро, известие об уходе Андрея не застало Вас врасплох?
Сергей Терентьев: Да, это так. Я по долгу «службы» вынужден быть внимательным и улавливать изменения в настроении участников коллектива и, когда я чувствую, что ничего не могу изменить, я должен подстраховаться и заранее присмотреть достойную замену, что и было сделано.
Новый вокалист Григорий Стрелков обладает голосом опять же совершенно не таким, как предыдущий, и поет он не в манере Алексея Булгакова, как Андрей, а, скорее, в хард-роковом стиле. Почему был выбран именно он? И скольких человек Вы еще прослушивали до него?
Сергей Терентьев: Я посмотрел несколько видео с Григорием и убедился в том, что он хорошо ведет концерт, хорошо выглядит и источает позитив со сцены, что, как мне кажется, является неотъемлемыми и необходимыми качествами для фронтмена. Я предложил его кандидатуру группе и, когда выяснилось, что Гриша знает почти весь наш репертуар, вопрос его участия в «Артерии» решился очень быстро и единогласно. В студии Гриша поет уже совсем не так, как он привык петь. Я всегда пытаюсь извлечь из скрытых ресурсов певца все самое лучшее, и обычно это удается. Мы никого более не прослушивали, так как после прослушивания Григория в этом не было необходимости.
Не помешает ли Григорию работа в других группах? Насколько я помню, у него помимо «Артерии» их целых три – «Асферикс», «Ретрием» и Longplay…
Сергей Терентьев: Насколько я знаю, Григорий готовит материал для альбома «Асферикса» — это его детище и с ним он не расстанется никогда, но активную концертную деятельность, как я понимаю, ему пришлось приостановить. «Ретрием» Гриша покинул, а Longplay иногда привлекает его к работе. Он очень работоспособный музыкант. То, на что у других исполнителей уходят недели (разучивание музыкального материала), у Гриши занимает несколько дней, поэтому он пока все успевает, даже не смотря на то, что он два месяца как молодой папа.
Принимает ли Григорий участие в сочинении нового материала? Пишет ли тексты? Ведь в «Асфериксе» он писал и музыку, и тексты…
Сергей Терентьев: Да, Григорий уже принес два трека в «Артерию», один из них уже сделан в плане аранжировки и ожидает написания гениального текста (смеётся) и чистовой записи.
Как уживаются в группе два лидера – Сергей Терентьев и Григорий Стрелков?
Сергей Терентьев: Нормально уживаемся. Гриша активно включился в работу, вплоть до администрирования региональных концертов. Мы все время на связи, происходит постоянный обмен информацией, обмен идеями и мнениями по разным вопросам. Жить мне стало намного легче, потому что часть работы, которую я выполнял раньше, Григорий взял на себя. В том числе и монтаж вокальных треков, записанных им в студии.
Сильно ли повлиял уход вокалиста на содержание DVD?
Сергей Терентьев: Уход любого музыканта негативно влияет на все в делах группы. Первое — публика не любит смены музыкантов, особенно вокалистов. Второе — вместо того, чтобы продолжать заниматься новым материалом и выпуском DVD, мы вынуждены терять время и деньги на новые фотосессии, платить стороннему человеку за то, что он наше новое официальное фото художественно заменит на страничке myspace (то же самое предстоит сделать и на официальном сайте «Артерии»), заново делать видеоряд для промо (хорошее промовидео складывается из съемки десятков концертов, которые в новом составе мы дать еще не успели), снимать новое интервью для DVD с новым вокалистом и т. д. За всем этим стоит огромная кропотливая работа и, конечно, руки иногда опускаются... Содержание DVD, разумеется, изменится и, что вполне справедливо, на мой взгляд, изменятся акценты в пользу нового вокалиста. Но меня это не пугает. Негативный опыт и многолетняя закалка позволяют мне по-прежнему «прорастать сквозь бетон». И мне не нужно нанимать менеджера по антикризисному управлению. Я давно им являюсь. (смеётся)
Не сложно ли Вам работать с молодыми музыкантами?
Сергей Терентьев: С молодыми действительно иногда бывает тяжеловато. Сергей Маврин в интервью для DVD «Артерии» сказал, что молодым музыкантам нужно обязательно запастись терпением, потому что так не бывает, что сегодня в коллектив пришел талантливый музыкант, а завтра к нему пришли слава, деньги и признание. Это может случиться нескоро! С этим трудно не согласиться. Но с другой стороны, с молодыми музыкантами работать интереснее в плане притока свежих идей и в том, что они легче на «подъем». Разумеется, если такие идеи у них есть. (смеётся)
Сергей, человек Вы немаленький…
Сергей Терентьев: К сожалению, да…
Но, тем не менее, гитары у Вас на концертах обычно с маленькой декой. Они кажутся игрушечными…
Сергей Терентьев: На мне любая гитара смотрится, как игрушка, брелок. Единственный инструмент, который гармонично на мне смотрится – это баритон B.C. Rich, на котором я первую «Династию Посвященных» записал. Это гитара вот с такой (показывает) мензурой. И ещё Dean. Но он тоже не очень габаритный – в поезде в купе помещается с трудом и т. д., и я решил, что на гастролях надо использовать гитарки стандартного размера. В Москве еще ладно! Я использую Dean Capsule Z USA. А на выезды стараюсь брать все же инструменты поменьше — свой старый Les Paul, который смотрится на мне может быть и смешно, но за то звучит - «будь здоров!».
Сейчас все стремятся скачивать «на халяву» из сети, диски никто покупать не желает. Что, по-вашему, ждет в дальнейшем российский шоу-бизнес?
Сергей Терентьев: То, чем мы занимаемся, назвать шоу-бизнесом очень сложно. Скорее, это «клуб по интересам». А ждет, наверное, «вымирание» хороших музыкантов. Ведь для того, чтобы качественно записать свой альбом, нужно потратить достаточно много денег. А, заведомо зная, что ты не получишь ни копейки за свой альбом, придётся отказаться от записи на студии. Ведь 15-20 тысяч долларов не хочется выбрасывать только для того, чтобы просто сказать: «Да, вот мы записали хороший альбом и нас за это похвалят на форуме официального сайта группы!». Должны быть дополнительные стимулы, чтобы заставить человека найти бюджет для записи альбома.Теперь в большинстве случаев музыканты арендуют репетиционную базу, аппарат и записывается альбом, который микшируется в PC дома. Естественно, не студийные условия записи и сведения скажутся на том, что качество выпускаемых альбомов будет оставлять желать лучшего. Да и многие музыканты перестанут заниматься музыкой, поскольку музыка «не кормит».
Но Вы ведь известный музыкант. По идее, Ваши диски должны хорошо продаваться...
Сергей Терентьев: Ничего подобного! Какая людям разница кого бесплатно скачивать из интернета, с торрентов — Кипелова, Терентьева или кого-то ещё. Это значит, что мне никто не приносит деньги за мою музыку. «Буржуям» проще — у них там налаженная торговля цифровым контентом, есть организации, которые следят за нарушением авторских прав и принимают меры. Да и менталитет жителей несколько иной. У нас же наблюдается такая система в этом отношении: есть Российское Авторское Общество, но оно «окучивает» только крупные площадки, телевидение и радио, да еще защищает интересы звезды нашего шоу-бизнеса. Я в эту категорию, судя по всему, не попадаю.
Есть ли тогда вообще смысл выпуска альбома на физическом носителе?
Сергей Терентьев: На первый взгляд — никакого. Носителей больше не будет. Заработать на нем нельзя. Но физический носитель — это твоя дискография, дополнительная галочка у тебя в портфолио (выпустить CD для собственного удовлетворения, поставить на полочку. Но альбом «Артерии» мы всё равно выпустим! Нам останавливаться уже поздно. Я столько лет отдал музыке, что буду, видимо, ей заниматься даже в состоянии крайнего физического истощения, не дай Бог! (смеётся) . Ведь музыка — это наркотик, который заставляет продолжать работать и творить!
Большое спасибо Юрию "GIB" Егорову за помощь в организации интервью.
03.09.2010 08:55   0